Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения
Страница 3

Статьи по психологии » Конфликтность молодой семьи в период первичной адаптации » Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения

Недоразумение предполагает ложные выводы из ситуации вследствие недостаточно четкого проявления мыслей, отсутствия взаимопонимания, эмоциональной напряженности одного из участников конфликта.

Семейные инциденты, мелочность и незначительность их могут, однако, порождать временное волнение, раздражение и неверное восприятие, которые приводят к конфликту.

Дискомфорт означает интуитивное ощущение того, что происходит что-то не так, хотя вербальное его выражение затруднено. Это способствует усилению внутреннего наблюдения, бдительности.

В отечественной и зарубежной психологии сложилось множество точек зрения на основания по которым можно типологизировать те или иные семейные конфликты.

1. В зависимости от функционирования и разрешения делят конфликты на:

- позитивные или негативные;

- конструктивные или деструктивные.

Выполняя конструктивную функцию, конфликты в зрелых семьях выявляют взаимные притязания супругов и других членов семьи, различия в их потребностях, установках и намерениях, способствуют выработке единых позиций, успешной адаптации к исполнению различных ролей. Такие конфликты протекают на общем фоне положительных взаимоотношений в семье, взаимной удовлетворенности ее представителей и эмоциональной привязанности. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.

Деструктивные конфликты мешают выработать супругам, другим членам семьи единую точку зрения, ведут к дезорганизации их общения и сотрудничества, к дезадаптации. Подобные конфликты протекают на фоне негативных семейных отношений, взаимной неудовлетворенности их участников и ослабления или потери эмоциональной привлекательности партнеров. Деструктивные конфликты характерны, как правило, для проблемных семей. Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода.

2. По ценностному признаку (ценностным ориентациям) семейные конфликты подразделяются на конфликты терминальных и инструментальных ценностей партнеров.

Конфликт терминальных ценностей и ориентаций выражается прежде всего в виде несогласия по следующим проблемам: важное и второстепенное в жизни, престижное и не престижное, хорошее и плохое. Разногласия часто проявляются по незначительным поводам - разное отношение к знакомому товарищу, книге, к проведению досуга, отпуска и т.п.

Конфликт инструментальных ценностей проявляется в различиях взглядов на способы и средства достижения жизненных целей (достойные и недостойные, честные и нечестные, порядочные и непорядочные и т.п.). Одобряя стремление партнера к достижению высокого социального статуса в служебной карьере, уровня жизни, супруга, например, не поддерживает применяемые при этом способы (интриги с сослуживцами, ложный карьеризм, обогащение за счет других и т.п.).

3. По глубине, силе, времени существования конфликты бывают:

- сильными и слабыми (незначительными),

- глубинными и поверхностными,

- длительными (затяжными) и быстротечными (кратковременными).

Специалистами в области семейного консультирования замечено, что глубина, значимость, затяжной характер, особая чувствительность и непереносимость конфликта в определенной сфере семейной жизни свидетельствуют об особой личной значимости для супругов той области отношений, которая оказалась негармоничной, конфликтной. Конфликты часто носят устойчивый характер там, где считают, что в семейной жизни можно себя не сдерживать: что хочу, то и говорю, как нравится, так и поступаю.

4. В связи с составными элементами конфликта (конфликтной ситуацией и ее образами у участников разногласия), по мнению американского психолога М. Дойча, можно выделить следующие типы семейных конфликтов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, ...

Вывод
Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует вывод о том, что чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности человека (спортсмена). В результате совокупного влияния всех факторов спортивной деятельности и от самого вида деятельности у ...

Принципы организации тренинговых групп. Условия успешной работы. Сравнительный анализ социально–психологического и психотерапевтического тренингов. Условия успешной работы Т-групп
Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. явлений. Уровень организации работы в значительной мере з ...