Умение общаться с самим собой. «Обработка» самого себя – психологическая особенность человека

Статьи по психологии » Индивидуальная жизнь как уникальный психологический феномен » Умение общаться с самим собой. «Обработка» самого себя – психологическая особенность человека

Человек такое создание, которое в отсутствии общения с другими людьми, либо когда не хочется с кем бы то ни было обсуждать, так сказать, наболевший вопрос, может общаться со своим внутренним Я. И такое свойственно только такому существу, как человек. В общении как способе межличностных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс усматривали «обработку людей людьми». Если продолжить эту мысль, то сущность общения с самим собой можно определить как процесс «обработки человеком самого себя».Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления человеком обо всем происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил рефлексию и ощущения, трактуя первую как особый источник знаний (внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на восприятии органов чувств). Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой, так называемой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализа собственных психических состояний.

Размышляя о человеке как о субъекте жизни, С.Л. Рубинштейн различал два основных его способа существования и соответственно два отношения к жизни. Первый – это жизнь, в сложившихся условиях повседневного быта и не выходящая за пределы непосредственных межличностных связей: сначала отец, мать, потом друзья, учителя, а далее супруг, дети и т.д. Здесь все интересы и проблемы человека существуют внутри непосредственной жизни, и всякое его отношение – это отношение к отдельным частным явлениям, но не к жизни в целом. На данном уровне человек еще не может выключиться из непосредственного переживания жизни, не может занять мысленно позицию вне её для рефлексии над ней. Такая жизнь, считает автор, выступает почти как природный процесс; во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. Вопросы общения с собой здесь еще не актуализируется, так как поведение личности полностью определяется сложившимися жизненными связями, не подлежащими критике или сомнениям. Социальная регуляция в виде норм нравственности в данном случае определяет саморегуляцию поведения индивида.

Второй способ существования С.Л. Рубинштейн связывал с появлением рефлексии. С её развитием человек становиться способным занимать позицию как бы вне процесса жизни, смотреть на неё со стороны. Это решающий поворотный момент в общем психическом развитии человечества. Именно здесь кончается первый способ существования и начинается новый путь – к построению нравственной человеческой жизни на сознательной основе. Сознание выступает здесь как прорыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятие позиции над ней, вне её для суждения о ней. С появлением рефлексии начинается философское осмысление жизни. Отсюда, с этого момента возникает проблема «ближнего» и «дальнего», проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни и осознанного отношения, опосредованного через «дальнее». Таким образом, рефлексия позволяет осуществить осмысление мира и собственных действий. В собственно «человеческих действиях», какими бы они простыми не были, обязательно наличествует «как должно быть», пронизывающее всю сложную иерархию человеческой деятельности сверху донизу. [12]

По концепции П.К. Анохина есть три вида действий: 1) действия, ради действий (функциональные), к примеру, речь, письмо, танец, пение и другие формы искусства. 2) предметные действия, целью которых является изготовление какой-то конкретной вещи. 3) действие по «совпадению» с тем «идеальным» их эталоном.

Что собой представляет эта цепь психических и физических действий, начало которым положила рефлексия с её вечным вопросом «как должно быть»? Конечно же, эта цепь действий – процесс общения человека с собой в целях специальной психологической и физической самообработки, самомобилизации к преодолению предстоящих трудностей. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и познавательные представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения.


Свойства и функции восприятия. Активность
Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Анализ движения рук и глаз выделены в два класса. В первый класс входят поисковые и установочные движения, с помощью которых осуществля ...

Практические рекомендации по преодолению тревожности и информационного стресса у студентов ВУЗа. Факторы и приемы управления тревожностью и стрессом
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на орга­низм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значи­тельную роль в преодолении отрицательного влияния н ...

Черты личности. Факторный подход к изучению личности
Теория Кетгела исходит из теории черт и на этой основе строится личностный профиль. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты/ структура к-ых формирует сущность Л-и. Черты представ-ют собой относительно постоянные тенденции реагировать определ. образом в разных ситуациях и в разное t. Л-ть - сов ...