Школа – ведущий институт воспитания

Школа, как и родители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеет большое значение в его жизни.

Вступление в отрочество несёт с собой - об этом никто, и спорить не будет - серьёзные перемены в отношении ребёнка к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому развитию ребёнка, порождается изменением его реального места в жизни. Известный русский психолог А. Н. Леонтьев писал: «прежнее место, занимаемое ребёнком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает сознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремиться изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребёнка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни». Так что же происходит с этой точки зрения со школьниками, вступающими в подростковый возраст?

Изменились, прежде всего, условия школьной жизни ребёнка уже не один учитель, как было в младших классах, а несколько учителей; учебный материал усложняется, по-иному идёт работа на уроке. Далее, значительно расширяется весь практический опыт ребёнка-это касается разнообразных занятий вне школы, контактов с взрослыми и сверстниками.

Как ранее уже говорилось: главные трудности с подростком возникают из-за того, что его требования забегают вперед по сравнению с его жизненным опытом, с его возможностями использовать предоставляемую ему самостоятельность. Поэтому-то взрослым приходиться ограничивать самостоятельность, вводя её в какие-то берега, придавая ей реальные и разумные формы. Однако эти ограничения должны быть реальными и разумными! Невозможно забывать о главной задаче – чтобы постоянно развивать у подростка потребность во взрослости, вовлекать его в такие все усложняющие виды деятельности, которые как раз и формировали бы у него недостающие навыки самостоятельности, саморегуляции, самоконтроля.

Большим достоинством подростка является его готовность «ко всем видам учения, учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах». Беда же подростка в том, что «готовность он не умеет ещё воплотить в дело, он не владеет новыми способами самостоятельного овладения знаниями». Подвести его к этим способам - важная задача школы.

В подростковом возрасте у ребёнка снижается общий интерес к учебе, к школе, школа перестаёт быть центром духовной жизни. Это следствие «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребёнка к учёбе в начальных классах, уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям, не сложились. Возникают даже конфликты с учителями, порой серьезные из-за разочарования, непонимания, а потом и внутри класса, ситуации, подобные рассказу Лии Симоновой «Круг».

«В отрочестве налицо благоприятные условия для того, чтобы выработалось саморегуляции в учении: общая широкая активность подростков, стремление к «взрослым» формам учения. Плохо, когда это стремление не учитывается, когда ни в школе, ни дома не поощряется поиск и выработка способов самостоятельной учебной работы. Сказанное определяет и другую причину снижения интереса к учёбе, к школе - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения. Любому человеку свойственна потребность утверждаться в том деле, которым он занят, стремление добиться успеха - и в своих глазах и в глазах других. В особой мере это характерно для подростка сего бурно развивающимся самосознанием, обострённым чувством собственного достоинства. Всякий неуспех порождает нежелание учиться

Неуспех может быть вызван рядом обстоятельств.

Прежде всего, это может быть связано с усложнением материала: ведь теперь надо усваивать систему научных понятий, уметь соотносить отвлечённый и конкретный материал. Не все справляются с этим уровнем сложности.

Плохая успеваемость может быть связана и с отношением в коллективе. Сейчас протекают сложные отношения подростка с окружающими, а это отзывается и на учёбе. Главное, что акцент перемещается с взрослых на сверстников; именно их оценка приобретает для подростка решающее значение. Для подростка же самым тяжёлым наказанием является не порицание учителя, а осуждение сверстников. Так вот, показное безразличие подростка к отметкам бывает вызвано нежеланием: выглядеть «маленьким» в глазах одноклассников. Бывает, подросток из тех же соображений скрывает от товарищей то, что он тщательно готовиться к урокам.

И, наконец, трудности учения могут быть вызваны пороками семейного воспитания - ослаблением контроля за учёбой подростка, более редкими встречами родителей с учителями или, напротив, мелочной опекой, сковывающей инициативу и самостоятельность подростка.


Выводы
Итак, в ходе нашего исследования мы убедились в необходимости рассмотрения и изучения функциональных состояний. Эти моменты являются очень важными как для самих исполнителей любой деятельности, так и для людей, которые обеспечивают нас этой деятельностью и контролируют её результаты. Для достижения высокой результативности деятельности ...

Эмоции
Эмоции (от фр. emotion — волнение, возбуждение эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых ...

Целостность
Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. На целостность восприятия впервые обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия. Благодаря целостности мы воспринима ...