Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе
общенияСтраница 1
Выделяют 3 стороны общения: 1) коммуникативная - заключается в обмене информацией между общающимися индивидами; 2) интерактивная - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; 3) перцептивное - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на основе этого понимания.
Перцептивная сторона общения.
В 1947 году понятие социальная перцепция было введено Дж. Брунером. Он разработал новый взгляд на восприятие людьми друг друга - социальная перцепция - это процесс восприятия, понимания и оценка социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общества. Варианты социальной перцепции: 1) когда субьектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать: а) другого индивида "своей" группы; б) другого индивида "чужой" группы; в) свою собственную группу; г) "чужую" группу. 2) когда субьектом восприятия выступает группа, то она может воспринимать: а) своего собственного члена; б) представителя другой группы; в) восприятие группой самой себя; г) восприятие другой группы. Особенности социальной перцепции
1) социальным объектом может быть кто угодно, он не посилен и не безразличен по отношению к воспринимающему субьекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов; воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную сторону. 2) внимание субьекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпретаций объекта восприятия. 3) восприятие социальных объектов характеризуется большей слитостью познавательных компонентов- с эмоциональными компанентами с большой зависимостью от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субьекта. Существует три уровня эмоционального отношения людьми друг к другу: 1) безразличное отношение людьми друг к другу; 2) по ходу общения у человека возникает отрывочные представления о переживаниях другого человека; 3) умение человека войти в мир другого человека, умение почувствовать состояние другого человека на протяжении всего взаимодействия с ним. Познавая другого, формируется и сам познающий индивид; от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная окраска этот другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Анализ осознания себя через другого включает две стороны:
идентификацию и рефлексию.
Идентификация - отождествление себя с другим, уподобление себя ему. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. К идентификации близко по содержанию понятие "эмпатия" - особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы и принять его со всеми его мыслями и чувствами.
Внимание как психолого-педагогическая проблема. Понятие внимания,
подходы к его исследованию
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. С этим связан и тот факт, что внимание не имеет, в отличие от дру ...
Проблема конфликтных отношений в группе в социальной отечественной и зарубежной
психологической науке. Социально-психологические
внутригрупповые процессы
Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.
Важным понятием в этом вопросе является термин «гру ...
Описание и представление результатов исследования
Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень.
Диаграммы используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по фа ...

