Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения

Выделяют 3 стороны общения: 1) коммуникативная - заключается в обмене информацией между общающимися индивидами; 2) интерактивная - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; 3) перцептивное - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на основе этого понимания.

Перцептивная сторона общения.

В 1947 году понятие социальная перцепция было введено Дж. Брунером. Он разработал новый взгляд на восприятие людьми друг друга - социальная перцепция - это процесс восприятия, понимания и оценка социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общества. Варианты социальной перцепции: 1) когда субьектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать: а) другого индивида "своей" группы; б) другого индивида "чужой" группы; в) свою собственную группу; г) "чужую" группу. 2) когда субьектом восприятия выступает группа, то она может воспринимать: а) своего собственного члена; б) представителя другой группы; в) восприятие группой самой себя; г) восприятие другой группы. Особенности социальной перцепции

1) социальным объектом может быть кто угодно, он не посилен и не безразличен по отношению к воспринимающему субьекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов; воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную сторону. 2) внимание субьекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпретаций объекта восприятия. 3) восприятие социальных объектов характеризуется большей слитостью познавательных компонентов- с эмоциональными компанентами с большой зависимостью от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субьекта. Существует три уровня эмоционального отношения людьми друг к другу: 1) безразличное отношение людьми друг к другу; 2) по ходу общения у человека возникает отрывочные представления о переживаниях другого человека; 3) умение человека войти в мир другого человека, умение почувствовать состояние другого человека на протяжении всего взаимодействия с ним. Познавая другого, формируется и сам познающий индивид; от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная окраска этот другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Анализ осознания себя через другого включает две стороны:

идентификацию и рефлексию.

Идентификация - отождествление себя с другим, уподобление себя ему. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. К идентификации близко по содержанию понятие "эмпатия" - особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы и принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Страницы: 1 2


Формирующий этап
Для того чтобы помочь подростку понять себя, свой внутренний мир, контролировать и регулировать свои действия, получить знания о самом себе и других людях мы подобрали комплекс упражнений (см. Приложение 9) с целью развития уровня рефлексии. Задачи: 1. Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. 2. Совершенствование навыков ...

Характеристики и личные качества руководителя. Виды качеств руководителя
По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней: • репродуктивный – умеет требовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы и распоряжения; • адаптивный – умеет приспособить свои требования к особенностям подчиненных; • локально-моделирующий – владеет страт ...

Изучение влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Программа исследования: цель, задачи, гипотезы, методы исследования
На основании теоретического анализа специальной литературы нами разработана программа исследования. Цель работы: изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Объектом в нашем исследовании является процесс социально-психологической адаптации младших школь ...