Анализ литературы по проблеме исследования
Страница 1

Анализ психологической литературы, посвященной изучению психологических особенностей в спортивной деятельности спортсменов позволяет выделить два направления исследований.

Первое направление составляет диагностирование психофизиологического уровня индивидуальных качеств и установление их на успех в спорте. Авторы этих работ основываются на положении о ведущей роли центральной нервной системы в детерминации особенностей поведения и деятельности человека, считая, что такой подход наиболее эффективен в экстремальных условиях спортивной деятельности. В исследованиях в целом показано, что эффективность в спортивной деятельности в определенной степени обусловлена индивидуально-типологическими особенностями свойств нервной системы спортсменов. www.pclever.ru

Однако, если одни авторы считают, что успеха в спортивной деятельности добиваются в основном спортсмены с отчетливой выраженностью определенных свойств нервной системы, то другие такой приоритет "типологически положительных спортсменов" (сильных, подвижных, уравновешенных) подвергают серьезному сомнению. По их мнению, "отрицательные" свойства нервной системы спортсменов не мешают им добиваться значительных успехов [5, с.121].

Нет единого мнения и у авторов, исследовавших свойства нервных процессов у спортсменов непосредственно игровых видов спорта. Разноречивым является решение данного вопроса и в волейболе. Здесь психофизиологические качества волейболистов, влияние особенностей их проявлений на различные показатели спортивной деятельности исследовали Т. Градовская, A. M. Мехреньгин, М.А. Самсонова, И.Б. Темкин и др.

Т. Градовская, проводившая экспериментальное исследование со спортсменами-волейболистами, членами сборных команд России и Польши, показала, что среди 40 спортсменов, обследованных ею, лишь двое были с относительно слабой нервной системой. Остальные по проявлению свойства силы были отнесены к средней и сильной группе.

М.А. Самсонова в своей экспериментальной группе, куда входили волейболисты различной квалификации (1-й и 2-й разряды), выявила до 25% лиц с относительно слабой инертной и неуравновешенной нервной системой, что позволило ей выделить 4 типологические группы и подготовить рекомендации в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.

И.Б. Темкин, изучая сдвиги в высшей нервной деятельности волейболистов в процессе тренировочных занятий и соревнований, определил некоторые соотношения между состоянием мышечного тонуса и квалификацией спортсменов. Им установлена разница между группами волейболистов различной квалификации по показателю контрактильного тонуса, характеризующего функциональное состояние центральной нервной системы. В результате эксперимента автор пришел к выводу, что у спортсменов более высокой спортивной квалификации выше стабильность изучаемых показателей. Существует еще ряд исследований, посвященных изучению характеристик высшей нервной деятельности волейболистов различной квалификации. Однако различие в методических подходах изучения свойств нервных процессов, разный контингент (возраст, пол, квалификация и др.) испытуемых, локальность исследований не дают к настоящему времени возможности в той или иной мере составить достаточно полную психофизиологическую характеристику не только волейбола, как игры в целом, но и отдельно технико-тактических действий [5, с.122].

Второе направление исследований посвящено анализу особенностей и изучению роли психических качеств спортсменов в эффективности спортивной деятельности. Начиная от работ П.Ф. Лесгафта, A. M. Крестовникова, П.А. Рудика, А.Ц. Пуни, Г.Н. Гагаевой, О.А. Черниковой, до настоящего времени в этой области проведено большое количество исследований. Заслуживают внимания исследования процессов реакции, являющихся одним из важных моментов деятельности в любом виде спорта. Немаловажное значение имеют работы по исследованию особенностей процесса мышления, прогнозирования, волевых качеств и другие работы, показывающие их влияние на эффективность спортивной деятельности спортсменов. (В.В. Медведев, Т.С. Иванова, М.С. Бриль, Л.С. Нерсесян и других). В волейболе данное направление (исследование психических качеств) представлено исследованиями А.Н. Эйгорн, Э.Э. Лиепиньш, М.Е. Амалин, В.В. Медведев акцентируют свое внимание на изучении сенсомоторных характеристик волейболистов, полагая, что наиболее высокие требования в волейболе предъявляются к быстроте зрительного восприятия и моторного реагирования. Исследователями экспериментально показано, что волейболисты, отличающиеся более высокой квалификацией, обладают более высокой скоростью зрительно-двигательных реакций по сравнению со спортсменами низшей квалификации.

Страницы: 1 2 3


Характеристика смыслообразующей функции мотивов. Смыслообразующие мотивы
Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это образ желаемого будущего, представляемый результат деятельности[27]. Процесс определения и постановки цели есть процесс целеполагания[28]. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива - смыслообразующая. Один и тот ж ...

Проблема человека в психологии
Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Чел ...

Классификация игр
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельно ...