Анализ литературы по проблеме исследования
Страница 2

Л.С. Нерсесян, в частности, в своих исследованиях показал, что скорость и объем зрительных восприятий, интенсивность и устойчивость внимания волейболистов изменяются как в связи с предстоящей игровой деятельностью, так и в ее процессе. Им же выявлены особенности стартового состояния волейболистов по данным анализа телекардиохронографии, определено влияние комплекса физических упражнений на повышение эффективности процесса формирования сенсомоторного навыка. www.cultnow.ru

Э.А. Сергеев установил, что у волейболистов в процессе становления спортивного мастерства изменяется устойчивость внимания. Автор рекомендует развивать данное качество [5, с.124].

Э.Я. Братчиков утверждает, что при подготовке волейболистов необходимо развивать специальные стороны интеллекта игроков, связанные с игровым мышлением, быстротой и точностью реагирования на игровые ситуации, включающие опережающие реакции.

Более комплексно к изучению психологических качеств волейболистов подходят В.В. Медведев, А.В. Ивойлов, А.Р. Малхазов, Е.А. Митин, Л.М. Слупский и другие.

В.В. Медведев, проанализировав требования волейбола, указывает на необходимость развития у волейболистов процессов восприятия, в том числе формирования и совершенствования специализированных видов восприятия, таких как "чувство мяча", "чувство сетки", "чувство площадки", "чувство времени", развития внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения, развития тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности правильно и быстро оценивать игровую ситуацию, принимать эффективные решения и контролировать свои действия, развития способности управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры, развития волевых качеств.

А.В. Ивойлов считает, что у волейболистов нужно воспитывать такие свойства (качества), как простая и сложная реакция, реакция на движущийся объект, а также временную и пространственную антиципацию. Исследуя тактические действия, автор приходит к выводу, что они обусловлены ассоциативными процессами, связанными с восприятием специфической информации, ее хранения и переработкой. Сенсомоторные процессы при выполнении тактического действия, показывает А.В. Ивойлов, протекают в трех фазах: восприятия и анализа соревновательной ситуации, мысленного решения специальной тактической задачи, двигательного решения тактической задачи [5, с.125].

Сравнительный анализ развития некоторых психических и психофизиологических качеств волейболистов различной квалификации проведен А.Р. Малхазовым, Е.А. Митиным установлено, что у волейболистов высокой квалификации, по сравнению с игроками низших разрядов, существуют достоверные различия (Р<0,05) по точности восприятия пространства, успешности решения теста на оперативное мышление, скорости переключения, объему и точности внимания, подвижности и лабильности нервных процессов. Выявлено также, что имеются тенденции к различию по времени реакции расслабления и напряжения, а также по времени "центральной задержки" при сложной реакции выбора и переделке знаков.

Е.А. Митин, рассматривая уровень развития психофизиологических и психомоторных качеств волейболистов различной спортивной квалификации, также приходит к выводу, что данный уровень зависит от их спортивной квалификации. Из спортивно-значимых психофизиологических качеств для волейболиста автор выделяет скорость переработки информации, устойчивость и переключение внимания, концентрацию и распределение внимания, оперативную память, практическое мышление, эмоциональную устойчивость, простую реакцию, реакцию выбора, реакцию на движущийся объект, способность переключаться в оптимальном темпе, работать при дефиците времени и др. [5, с.126].

Попытки создания психологических модельных характеристик волейболистов разного игрового амплуа делает М.С. Бриль и Л.М. Слупский.

Страницы: 1 2 3


Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения
Выделяют 3 стороны общения: 1) коммуникативная - заключается в обмене информацией между общающимися индивидами; 2) интерактивная - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; 3) перцептивное - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по обще ...

Локус контроль как особая характеристика личности
Центральным личностным новообразованием подросткового периода является становление нового уровня самосознания, Я-концепции. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании самоанализа и сравнения себя с другими. Стремление о ...

Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков
Анализ и обобщение полученных данных позволили констатировать общее и различия в тенденциях, характерных для успевающих и слабоуспевающих подростков (Таблицы 4 – 9). Доля адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций остается неизменной для всех подростков – 25,8%. Неадаптивные же формы реагирования имеют тенденцию уменьшаться у у ...