Анализ литературы по проблеме исследования
Страница 2

Л.С. Нерсесян, в частности, в своих исследованиях показал, что скорость и объем зрительных восприятий, интенсивность и устойчивость внимания волейболистов изменяются как в связи с предстоящей игровой деятельностью, так и в ее процессе. Им же выявлены особенности стартового состояния волейболистов по данным анализа телекардиохронографии, определено влияние комплекса физических упражнений на повышение эффективности процесса формирования сенсомоторного навыка. www.cultnow.ru

Э.А. Сергеев установил, что у волейболистов в процессе становления спортивного мастерства изменяется устойчивость внимания. Автор рекомендует развивать данное качество [5, с.124].

Э.Я. Братчиков утверждает, что при подготовке волейболистов необходимо развивать специальные стороны интеллекта игроков, связанные с игровым мышлением, быстротой и точностью реагирования на игровые ситуации, включающие опережающие реакции.

Более комплексно к изучению психологических качеств волейболистов подходят В.В. Медведев, А.В. Ивойлов, А.Р. Малхазов, Е.А. Митин, Л.М. Слупский и другие.

В.В. Медведев, проанализировав требования волейбола, указывает на необходимость развития у волейболистов процессов восприятия, в том числе формирования и совершенствования специализированных видов восприятия, таких как "чувство мяча", "чувство сетки", "чувство площадки", "чувство времени", развития внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения, развития тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности правильно и быстро оценивать игровую ситуацию, принимать эффективные решения и контролировать свои действия, развития способности управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры, развития волевых качеств.

А.В. Ивойлов считает, что у волейболистов нужно воспитывать такие свойства (качества), как простая и сложная реакция, реакция на движущийся объект, а также временную и пространственную антиципацию. Исследуя тактические действия, автор приходит к выводу, что они обусловлены ассоциативными процессами, связанными с восприятием специфической информации, ее хранения и переработкой. Сенсомоторные процессы при выполнении тактического действия, показывает А.В. Ивойлов, протекают в трех фазах: восприятия и анализа соревновательной ситуации, мысленного решения специальной тактической задачи, двигательного решения тактической задачи [5, с.125].

Сравнительный анализ развития некоторых психических и психофизиологических качеств волейболистов различной квалификации проведен А.Р. Малхазовым, Е.А. Митиным установлено, что у волейболистов высокой квалификации, по сравнению с игроками низших разрядов, существуют достоверные различия (Р<0,05) по точности восприятия пространства, успешности решения теста на оперативное мышление, скорости переключения, объему и точности внимания, подвижности и лабильности нервных процессов. Выявлено также, что имеются тенденции к различию по времени реакции расслабления и напряжения, а также по времени "центральной задержки" при сложной реакции выбора и переделке знаков.

Е.А. Митин, рассматривая уровень развития психофизиологических и психомоторных качеств волейболистов различной спортивной квалификации, также приходит к выводу, что данный уровень зависит от их спортивной квалификации. Из спортивно-значимых психофизиологических качеств для волейболиста автор выделяет скорость переработки информации, устойчивость и переключение внимания, концентрацию и распределение внимания, оперативную память, практическое мышление, эмоциональную устойчивость, простую реакцию, реакцию выбора, реакцию на движущийся объект, способность переключаться в оптимальном темпе, работать при дефиците времени и др. [5, с.126].

Попытки создания психологических модельных характеристик волейболистов разного игрового амплуа делает М.С. Бриль и Л.М. Слупский.

Страницы: 1 2 3


Аспирантура и мотивация учебной деятельности. Понятия аспирантуры и аспиранта. Проблема защищаемости
Для более полного представления об аспирантах и аспирантуре приводится расшифровка этих понятий, взятая из информационного листка для поступающего в аспирантуру (прил. 1). Аспирантура (от латинского aspiro – стремлюсь, стараюсь приблизиться) – основная форма подготовки научно-педагогических кадров при высших учебных заведениях или науч ...

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности ( I глава)
(Berger, P. L., Luckmann, T. The Social Construction of Reality.A Treatise on sociology of Knowledge. 1966) Содержание Введение: Проблема социологии знания I. Основы знания повседневной жизни 1. Реальность повседневной жизни 2. Социальное взаимодействие в повседневной жизни 3. Язык и знание в повседневной жизни ...

Классификация диагностического инструментария
Существует ряд классификаций диагностических средств, данная классификация базируется на делении исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный, с выделением в рамках последнего особого психодиагностического метода (Бурлачук). Он конкретизируется автором в трех основных диагностических подходах объек ...