Образ мамы и папы у ребенка в полной и неполной семьях
Страница 1

«Изучение механизмов и закономерностей развития личности невозможно без учета особенностей психологического пространства семьи, в котором начинает формироваться личность ребенка. Понимание психологических механизмов формирования личности достигается лишь тогда, когда она рассматривается не изолированно, а в целостности ее социальных связей и межличностных взаимодействий, в частности, в системе сложившихся семейных взаимоотношений» [10. С. 12].

«Схемы взаимодействий с родителями оформляются у ребенка в субъективный образ, который в дальнейшем определяет особенности его инициативной ориентировки в нестабильных ситуациях. В исследовании проблемы природы психического образа мы исходим из представления Л.С. Выготского о социальной ситуации развития и роли взрослого в её организации; понимания П.Я. Гальпериным психической деятельности как ориентировки субъекта в плане образа и представления; В. К. Шабельникова о том, что образу свойственна функция согласования личностных, психологических напряжений, для разрешения которых этот образ выстраивается, а также его представления о роли рассогласования родовых линий родителей для формирования личности ребенка.» [10. С. 12].

В современном обществе разрушаются традиционные стереотипы родительской семьи, поэтому проблема роли образов родителей, являющихся «архитектурным основанием психического мира» приобретает в воспитании дошкольников особую важность [Там же].

В.К. Шабельников [31] отмечает, что структура образов определяется реализацией функции согласования личностных и психологических напряжений, для разрешения которых этот образ выстраивается.

«Характеристики психологических напряжений (эмоциональных и когнитивных), определяют природу психического образа и позволяют выявить выраженность согласования или рассогласовании образов родителей. Под рассогласованием образов родителей мы пониманием ощущение ребенком различий в проявлениях у отца и матери переживаний, эмоций, отношений к себе, к другим, к способам взаимодействия с окружающими, определяющими формирование его личности» [Цит. по 10.С. 29].

Как показывают исследования, дети из полной семьи с согласованием образов родителей воспринимают обстановку в семье как благоприятную, с низкой конфликтностью и враждебностью. Они очень зависимы от родителей, испытывают чувство неполноценности в семье, и имеют недостаточно развитые навыки общения. Поэтому они стараются принять на себя субъектную позицию оценщика

направленную на удовлетворение собственных желаний и оценку действий других людей [10].

Дети воспринимают родителей как ориентированных на семью, на других детей в семье. Мать занимает активную позицию лидера, а отцу достается лишь пассивная позиция. Мальчики идентифицируют себя с отцом и копируют пассивную позицию отца. Мать является реализатором семейных ролей. Показатель лидерства как индикатор включенности в орбиту матери подавляет субъектную активность детей; в результате дети становятся слишком зависимыми от родителей, испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации, мало общаются со сверстниками и имеют недостаточно развитые навыки общения [10].

Страницы: 1 2


Развитие восприятия и тест Мюнстерберга на восприятие
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ - качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта - его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом эталонов сенсорных и при ...

Выводы
В своей работе мы исследовали убеждения подростков, на основе теории социальной установки. В ходе данного исследования мы проанализировали теории социальной установки разных авторов на данный момент времени; доказали, что убеждения являются содержательной частью социальной установки; провели эмпирическое исследование на предмет нахожден ...

Выводы
По проведенным нами исследованиям, мы можем сказать следующее, что особенностью установки у аддиктивной личности является пагубные пристрастия. В ходе исследования мы выявили, что у аддиктивных студентов установка направлена на асоциальное поведение, пьянство. В то в тоже время они считают данное поведение глупым и не признают, что у ни ...