Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения
Страница 2

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения

Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.

Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, его причин. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образци поведения или какие-то общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (механизм идентификации). Возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Г. Келли выделеил три типа атрибуций:!) личностную ( когда причина приписывается лично совершающему поступок); 2) объективную (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); 3) обстоятельственную (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник объясняет совершающееся обстоятельствами. "Эффекты", возникающие при восприятии людьми друг друга.

1. "Эффект ореола"- заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств:

информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно-накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черьы и проявления объекта восприятия (эффект проявляется при формировании первого впечатления о человеке).

2. Эффект "первичности" и "новизны". Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. (Эффект первичности: первичное описание преобладает; эффект новизны:

последнее, более новая информация оказывается наиболее значимой).

3. Эффект "стереотипизации" - это безотчетная структурирование личности другого человека, которое проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. Термин "социальный стереотип" был введен в 1922 г. Липпманом. Стереотип - это устойчивый образ какого-либо , явления или человека, которвм пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Он возникает на основе ограниченного прошлого опыта (например, "все бухгалтеры-педанты" и т.д.) Люди не просто воспринимают друг друга, ни формируют друг по отношению к другу определенное отношение (от неприятия человека до симпатии, любви к нему). Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследования аттракции. Аттракция - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процеса, т.е. некоторое качество отношения; ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Три уровня аттракции: 1) симпатия; 2) дружба; 3) любовь.

Страницы: 1 2 


Стили педагогического общения
Проблемы общения разрабатывались педагогами и психологами на протяжении длительного периода времени, поскольку процесс социализации человеческой личности невозможен без общения. Понятие общения является сложным и многогранным. Так, М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на с ...

Профессиональное самоопределение как процесс
Профессиональное самоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии: 1. Стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личн ...

Исследование лидерства у школьников. Исследование методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)» № исследуемого п/п Сумма балов Уровень выраженности лидерских способностей 1 26 2 2 28 2 3 26 2 4 31 2 5 36 3 6 27 2 7 24 1 8 29 ...