Мир вокруг

Увлечения у подростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью.

Личко А.Е. выделяет следующие типы увлечений:

Суицидальное поведение.

С 60-х годов XX века суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой. В детском возрасте сознательных самоубийств практически не бывает, а с 12-13 лет начинается суицидальная активность, достигающая своего апогея к 15-18 годам. У подростков чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера. А превышение количества попыток количества осуществленных более чем в 50 раз, позволяет сделать вывод о том, что многие из них носят демонстративный характер. Покушения на самоубийство в подростковом возрасте часто не желание умереть, а крик о помощи. Подростки говорят о своих желаниях, 80% суицидальных попыток совершается дома, иногда они адресованы кому-то конкретному, а порой можно говорить о суицидальном шантаже.

Наркотизм.

Употребление алкоголя и других психотропных веществ у подростков достаточно распространено. Это обусловлено многими причинами, но в данном случае будут рассмотрены лишь те, которые обусловлены особенностями этого возрастного периода.

Прежде всего, это возможность почувствовать себя взрослым. Особенно это касается легализованных наркотиков, алкоголя и никотина. Часто подобные инициации происходят намного раньше установленного взрослыми возраста. Так по данным исследования проведенного в 2002 году в Волгоградской области в восьмых и девятых классах лишь 5% подростков никогда не пробовали алкогольные напитки, 50% часто употребляют слабоалкогольные напитки, а 27% часто употребляют крепкие спиртные напитки.

Второй причиной подросткового наркотизма является стремление к экспериментированию, поиску новых, необычных ощущений и переживаний. Этот мотив является ведущим при употреблении не легализованных наркотиков. Им очарования в глазах подростка придает запретность.

Влияние группы можно назвать третьей причиной. Стремление походить на своих сверстников и чувство групповой солидарности приводят подростков к употреблению наркотиков. У них отмечается феномен групповой психологической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в своей компании. В научной литературе давно обсуждается вопрос злокачественности подросткового алкоголизма. Однозначного ответа нет, в последнее десятилетие предполагается, что злокачественное течение отмечается только у подростков с преморбидной отягощенностью.

Что касается других психотропных веществ, то в зависимости от частоты потребления и класса вещества, можно говорить о последствиях этого опыта для подростка. Помимо вреда для здоровья, последствием может стать вовлечение подростка в криминальную субкультуру.


Этика психодиагностики
Любая деятельность психолога-профессионала предполагает следование определенным нормам, регламентирующим в первую очередь взаимоотношения с клиентами и коллегами. Психолог несет особую ответственность за выбор нравственной позиции и принципов работы. При проведении психоджиагностики каждый психолог должен соблюдать и этические нормы и п ...

Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). [23] Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения ч ...

Теоретические основы использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста. Психология овладения актом чтения в норме у детей младшего школьного возр
Проблема обучения чтению - одна из важнейших в педагогическом процессе и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев [2], М.С. Васильева [7], В.И. Городилова [11], Л. И. Климанова [24], Р.Ф. Спирова [41] и др. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвига ...