ВПФ человека, их строение, свойства, развитие

ВПФ

- сложные, прижизненно формирующиеся системные психич. процессы, социальные по своему происхождению.

ВПФ свойственны только чел-ку. Разница в психике животных и чел-ка в том, что у чел-ка есть этот блок ВПФ, а психика животных инстинктивна. Впервые проблему ВПФ осмыслил Л.С.Выготский в работе «Культурно-историческая теория». Он показал, что чел-к обладает особым видом психич. функций, которые полностью отсутствуют у животных - это ВПФ, они составляют высший уровень психики чел-ка, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий, то есть имеют социальную природу. Основные идеи концепции Выготского: (3 основные части)

1. «Человек и природа»: (2 тезиса):

1) при переходе от животных к человеку произошло изменение его взаимоотношений с окружающей средой. «Человек начал активно видоизменять окружающую среду, приспособляя ее к себе».

2) данный тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны чел-ка. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

2. «Человек и его собственная психика»

(2 тезиса):

1) ч-к начал овладевать собственной психикой, у него появились ВПФ, выражающиеся в формах произвольной деятельности.

2) человек овладел своим поведением, как и природой с помощью орудий, но орудий специальных - психологических – это знаки, с помощью которых человек обозначает предметы, явления. Второй вид орудий - это борьба мотивов - т.е. формируется мотивационная сфера - т.е. человек может управлять своим поведением; животное удовлетворяет биологич. потребность, а чел-к удовлетворяет только (при выборе из многих потребностей) самую сильную.

3. «Генетический аспект» возникновения ВПФ -

откуда берутся средства - знаки? Труд создал человека, общение во время труда породило речь, а речь обеспечила совместную деятельность:

1) интерпсихологический этап - речь направлена на другого чел-ка. Речь выступает в виде знака.

2) интрапсихологический - речь направлена на самого себя. Процесс превращения интерпсихических отношений в интрапсихологические Выг. назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки) во внутренние (образы, элементы внутренней речи) средства-знаки.

Т.о., в концепции Выготского можно выделить 2 фундаментальных положения:

1. ВПФ имеют опосредованную структуру.

2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Т.о.: человек принципиально отличается от животных тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику - он научился овладевать собственными ВПФ, для этого он тоже использовал орудия, но орудия психологические - знаки, которые имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. => ВПФ человека отличаются от психич. функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы и социальны.

Процесс развития ВПФ включает след. важ. моменты:

1. формирование ВПФ хар-ся тем, что первоначально они сущ-ют как форма взаимод-я м/у людьми и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихол.) процесс.

2. развитие ВПФ – это их постепенное «свертывание», автоматизация. Одновременно меняется и псих. структура ВПФ.

Психофизиол. основой ВПФ явл. сложные фунуциональные системы => разработка теории ВПФ позволила обосновать положение о возможности восстановления пострадавших пс. функций за счет перестройки функц. систем.

Строение ВПФ:

1. Психические процессы: (ощущение не является ВПФ, т.к. есть у всех живых существ):

· Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

· Память - процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком информации.

· Мышление - процесс познавательной д-ти индивида, характеризующейся обобщенными и опосредованным отражением действительности.

· Воображение - способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

· Воля - свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поведением.


Теоретические аспекты агрессии и самооценки личности. Понятие агрессии и агрессивности: психолого-педагогический аспект
До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину «агрессия» являются следующие: на ...

Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. ...

Классификация игр
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельно ...