Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания

Статьи по психологии » Психология личности » Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания

В.– психический процесс направленности и сосредоточенности психической деятельности на объекте.

В.– процесс сознательного или бессознательного отбора информации, поступающей через органы чувств и игнорирование остальной, неактивной информации.

Виды внимания:

* Непроизвольное – обусловлено физическими характеристиками и значимостью стимулов для человека. Присуще детям. Генетически первый тип, природообусловлен. Оно зависит от внешних раздражителей и их свойств. Это спонтанное внимание, не связанное с волевыми усилиями.

Свойства раздражителей:

1.интенсивность;

2. неожиданность;

3. новизна;

4.соответствие потребностям и интересам человека.

* Произвольное – волевые усилия и какая-то цель. Складывается в процессе обучения и воспитания. Социально обусловлено. Необходима для игровой, трудовой, общения, Источник возникновения: социальные требования. Наличие волевых усилий обязательно. Управляется изнутри, связано с целями деятельности.

* Послепроизвольное – связано с поглощенностью личностью деятельностью и не требует волевых усилий. Результат увлеченности.

Свойства:

* Устойчивость – является основополагающим свойством. Это способность сохранять внимание не отвлекаясь на объекты. Причины: индивидуальные и психологические особенности человека и общее состояние организма. Способность сохранять определенную напряженность действия на объекте. Измеряется количеством и качеством выполняемой работы.(Чем выше утомление, тем ниже внимание.)

* Сосредоточенность – степень концентрации на одних объектах и отвлечение от других. Интерес как мотивация, повышенная сосредоточенность. Умение, не отвлекаясь заниматься деят. Рассеянность-невозможность сосредоточится. Вызывает сильную доминанту.

* Переключение – переход внимания с одного объекта на другой. Имеет значение темп переключения.

* Распределение – способность рассредоточить внимание в пространстве. Сосредоточение внимания между объектами и разными видами деят. Условие: одна деят должна быть автоматизирована, а другая предполагает высокий уровень осознанности.

* Объем – определяется количеством информации, которая удерживается в области повышенного внимания.(У взрослого 5-6, макс9, у реб 3-4.)

Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора информации. Интенсивность и продолжительность внимания зависит от ассоц. с ним эмоц. состояний. Внимание связано с установкой. Под влиянием установки выделяется образ. Этот образ становится объектом внимания.


Коэффициент корреляции «τ» Кендалла
Коэффициент корреляции «τ» (тау) Кендалла относится к числу непараметрических, т.е. при вычислении этого коэффициента не играет роли характер распределения сравниваемых переменных. Коэффициент «τ» предназначен для работы с данными, полученными в ранговой шкале. Иногда этот коэффициент можно использовать вместо коэффициента кор ...

Сущность, функции и виды речи
Интерес к исследованию речи и языка обнаруживается на всех этапах существования человеческой истории, начиная с работ Платона и Аристотеля, вплоть до настоящего времени. Так, Платон в одном из своих диалогов писал, что «слово – это орудие обучения и распределения сущностей, подобно тому, как челнок – орудие распределения нитей на прядил ...

Приемы развития самооценки младших школьников
Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми. С детьми, имеющими заниженную самооценку может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышени ...