Резюме

Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук, каждая из которых изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности.

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристики, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Наиболее наглядной и методически удобной для изучения является описание структуры личности, данное К.К. Платоновым.

Платонов выделяет в структуре личности четыре основных и две наложенных подструктуры:

1. Подструктура направленности личности.

2. Подструктура опыта.

3. Подструктура форм отражения.

4. Биологически обусловленная подструктура.

Двумя наложенными подструктурами, которые проникают в четыре основных и оказывают свое воздействие, являются подструктуры характера и способностей.

К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.

Темперамент - природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи, но от него не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному решению учебных, производственных и творческих задач.

Установка - это неосознаваемое личностное состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуществлена та или иная потребность. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека:

- позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека

- негативная установка приводит к тому, что мы воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность;

- адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки;

В качестве особого вида установки выделяют:

- явление аттракции

- конформизм

- коллективизм

- фрустрация

Наиболее популярными в психологии являются следующие методы:

1. Наблюдение

2. Беседа

3. Анализ результатов деятельности

4. Экспертный метод

5. Тестирование

6. Метод социометрии

Для оценки лиц, проработавших на предприятии достаточно продолжи - тельное время, можно использовать Стандартизованную методику состав - ления деловых характеристик (СМСДХ) руководителя, разработанную Е.С. Жариковым.

Весьма полезную информацию о человеке дает Ориентировочная анкета (ОА) В. Смейкла и М. Кучера, позволяющая определить направленность личности.

Для измерения уровня развития локуса контроля целесообразно использовать Опросник уровня субъективного контроля (УСК), адаптированный и валидизированный Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом институте им.В.М. Бехтерева (1984 г)


Результаты второго этапа исследования
Для изучения личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими, нами был использован личностный опросник «НЭП», предложенный Г. Айзенком (1969). Проанализируем полученные результаты по шкалам. Шкала лжи (L). Анализ результатов показал, что испытуемые не стремятся создать слишком благоприятный образ себя и достаточно откро ...

Основные принципы психодиагностики
Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Профессионально-этические принципы психодиагностики 1)принцип специальной подготовки и аттестац ...

Теории развития речи
Рассмотрим основные психологические теории, процесс формирования речи. Одна из них - теория Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой ре ...