Основные принципы психодиагностики

Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение)

- наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

Профессионально-этические принципы психодиагностики

1)принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Он делает выводы и дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете другой касающейся индивида информации.

1) А - принцип личной ответственности. Вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе.

2) принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «профессиональной тайны»). Этот принцип имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов. Они не должны поступать в открытую продажу. Обязанностью автора и издателя диагностических методов является их проверка и повторная стандартизация, чтобы предотвратить их старение. Исключения составляют тесты достижений и методы экспертной оценки:

2) А - сертифицированные тесты достижений могут использоваться педагогами как для оперативного, так и для аттестационного контроля уровня знаний только своих учеников (если педагог самостоятельно разработал тест достижения).

2) Б - методы экспертной оценки личностных качеств учащихся могут использоваться любым педегогом, но их результаты могут иметь применение с данными учащимися и не могут передаваться другим лицам и организациям.

3) Принцип обеспечения суверенных прав личности. Касается посягательства на тайну личности. Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем, он должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам обследования, и какие решения могут быть приняты. Если обследуется несовершеннолетний, такое предупреждение официально получают родители. Нужно проинформировать обследуемого о целях и общем смысле обследования (но, конечно, не о содержании тестовых заданий). Испытуемый может отказаться от обследования.

3) А - учащиеся проходят сертифицированные тесты достижения в обязательном порядке, если эти тесты утверждены органами народного образования (при выпускных и вступительных экзаменах).

4) принцип объективности. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. (на экспериментатора не должны оказывать влияние: симпатия или антипатия к обследуемому, собственное состояние, настроение).

5) принцип конфиденциальности. Информация, полученная в результате обследования должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена. Можно сообщать информацию тем лицам, о которых был предупрежден испытуемый (родителям, учителям, наниматель, колледж). Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это «можно и нужно наказывать». Требования к конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

6) принцип психопрофилактического изложения результатов. Испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Два требования: 1) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности (результаты сообщаются в ободряющем, не травмирующем спихику и самооценку контексте) 2) если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь на готове «запасной» вариант практически эквивалентной методике, чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны. Главный императив этического кодекса психолога - не навреди!


Вывод
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистин ...

Практическое исследование об особенностях развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Организация исследования
В теоретической части данной курсовой работы мы рассматривали особенности развития в дошкольном возрасте таких психических процессов, как восприятие, внимание и память. Исходя из этого, выделяем следующую цель исследования: исследование о существовании связи между восприятием, вниманием, памятью дошкольника. Объектом исследования явля ...

Принципы организации тренинговых групп. Условия успешной работы. Сравнительный анализ социально–психологического и психотерапевтического тренингов. Условия успешной работы Т-групп
Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. явлений. Уровень организации работы в значительной мере з ...