Введение
Страница 1

Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностных и социальных ориентации людей привели к усугублению конфликтов, к сложностям при установлении контактов и восприятии людьми друг друга. Затруднения при знакомстве, возникающие отрицательные эмоции в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность обусловлены функционированием такого феномена как застенчивость. Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.

Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности в связи с тем, что все большее количество людей проживает концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна. При этом нагрузка на психику в настоящее время несравнимо больше, чем ранее. Она определяется высоким ритмом жизни, обилием информации, своеобразием способов ее приобретения и многими другими обстоятельствами. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как застенчивость, аутистичность, интровертированность, могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов.

Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически представлена в работах Кона И.С., Добровича А.Б, Кунициной В.Н., Шингаева Н.В, Бойцовой Е.Н, Галигузовой.Л.Н. В зарубежной психологии следует особо отметить исследования Ф. Зимбардо. Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом.

Обнаружена также неоднородность проявления застенчивости в различные возрастные периоды. Это связано с тем, что в разные возрастные периоды застенчивость негативно сказывается на формировании возрастных психологических новообразований, вызывая стагнацию их развития. Застенчивость может быть временным явлением (возрастная и ситуативная) и постоянной личностной чертой.

По данным В.Н. Куницыной, значительная часть взрослого населения нашей страны попадают в категорию застенчивых - 30 % женщин и 23 % мужчин. У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35 %. Степень застенчивости различается у представителей разных культур (по данным Зимбардо Ф.) - у японцев и на Тайване, например, она выше. У них же гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют. Проблема застенчивости людей в более позднем возрасте мало исследована. Застенчивость пронизывает все сферы психики человека - физиологическую, когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Все эти реакции возникают из-за опасения быть отрицательно воспринятым другими, быть отвергнутым. Крайняя застенчивость становится социальной фобией, несмотря на желание общаться. Особо негативно застенчивость влияет на личность в процессе взросления, когда формируется подлинная самостоятельность, аутентичность, способность нести ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом. Таким образом, рассмотрение особенностей застенчивости приобретает особую значимость в теоретическом и практическом планах, чем и определяется актуальность исследования. Актуальность проблемы и ее недостаточная проработанность в рамках психологии предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования: застенчивость как личностное свойство.

Предмет исследования: гендерные различия в проявлении застенчивости у людей зрелого возраста.

Гипотеза исследования: застенчивость блокирует развитие субъектных качеств личности, как эмпатия, аффилиация и чувствительность к отвержению и сопровождается негативным функциональным состоянием. Существуют гендерные различия в проявлении застенчивости: женщины наиболее застенчивы, когда находятся в ситуации, в которой они занимают приниженное положение, для мужчин характерно центрирование на производимом впечатлении и социальных оценках.

Цель исследования: изучить гендерные различия в проявлении застенчивости у людей зрелого возраста.

Задачи исследования:

Страницы: 1 2


Реализация системного подхода в психологических учениях
Система – соединение, составленное из частей. Принцип системности - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют (Ярошевский). Т.е. данный принцип требует рассматривать любое пс. явл-е как систему, несводимую к сумме своих элементов. 5 ...

Программа развития самооценки младших школьников
Цель : формирование адекватной самооценки у младших школьников. Задачи: 1. Снизить уровень эмоционального напряжения. 2. Повысить уверенность детей в себе. 3. Развивать способность видеть в себе «хорошее». 4. Формировать коммуникативные навыки. 5. Развивать способность позитивного отношения к людям. Предмет развития: самооценка ...

Планирование эксперимента и контроль переменных
Этапы Y-го исслед-я: 1) определен, темы Y-ro исслед-я. Устанавл-ся проблема исслед-я; тема огранич-ет область исслед-я; 2) работа с науч. лит-рой: исслед-ли должны познакомится с инф., а-я уже есть по этой теме и сделать выводы; 3) уточнение гипотезы и определение переменных; 4) исслед-ль должен выбрать экспер-ый инструмент, а-ый позво ...