Введение
Страница 1

Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностных и социальных ориентации людей привели к усугублению конфликтов, к сложностям при установлении контактов и восприятии людьми друг друга. Затруднения при знакомстве, возникающие отрицательные эмоции в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность обусловлены функционированием такого феномена как застенчивость. Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.

Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности в связи с тем, что все большее количество людей проживает концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна. При этом нагрузка на психику в настоящее время несравнимо больше, чем ранее. Она определяется высоким ритмом жизни, обилием информации, своеобразием способов ее приобретения и многими другими обстоятельствами. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как застенчивость, аутистичность, интровертированность, могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов.

Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически представлена в работах Кона И.С., Добровича А.Б, Кунициной В.Н., Шингаева Н.В, Бойцовой Е.Н, Галигузовой.Л.Н. В зарубежной психологии следует особо отметить исследования Ф. Зимбардо. Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом.

Обнаружена также неоднородность проявления застенчивости в различные возрастные периоды. Это связано с тем, что в разные возрастные периоды застенчивость негативно сказывается на формировании возрастных психологических новообразований, вызывая стагнацию их развития. Застенчивость может быть временным явлением (возрастная и ситуативная) и постоянной личностной чертой.

По данным В.Н. Куницыной, значительная часть взрослого населения нашей страны попадают в категорию застенчивых - 30 % женщин и 23 % мужчин. У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35 %. Степень застенчивости различается у представителей разных культур (по данным Зимбардо Ф.) - у японцев и на Тайване, например, она выше. У них же гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют. Проблема застенчивости людей в более позднем возрасте мало исследована. Застенчивость пронизывает все сферы психики человека - физиологическую, когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Все эти реакции возникают из-за опасения быть отрицательно воспринятым другими, быть отвергнутым. Крайняя застенчивость становится социальной фобией, несмотря на желание общаться. Особо негативно застенчивость влияет на личность в процессе взросления, когда формируется подлинная самостоятельность, аутентичность, способность нести ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом. Таким образом, рассмотрение особенностей застенчивости приобретает особую значимость в теоретическом и практическом планах, чем и определяется актуальность исследования. Актуальность проблемы и ее недостаточная проработанность в рамках психологии предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования: застенчивость как личностное свойство.

Предмет исследования: гендерные различия в проявлении застенчивости у людей зрелого возраста.

Гипотеза исследования: застенчивость блокирует развитие субъектных качеств личности, как эмпатия, аффилиация и чувствительность к отвержению и сопровождается негативным функциональным состоянием. Существуют гендерные различия в проявлении застенчивости: женщины наиболее застенчивы, когда находятся в ситуации, в которой они занимают приниженное положение, для мужчин характерно центрирование на производимом впечатлении и социальных оценках.

Цель исследования: изучить гендерные различия в проявлении застенчивости у людей зрелого возраста.

Задачи исследования:

Страницы: 1 2


Выявление уровня сформированности навыка чтения у младших школьников
Используя данные методики нами, были получены следующие результаты (таблица 2 в приложении 5). Норма чтения во 2 классе 40-50 слов в минуту. Как видно из таблицы, разница между результатом конкретного ребенка и предъявляемым нормам значительна. Высокий уровень по результатам исследования не показал ни один учащийся младшего школьного в ...

Обработка и анализ результатов
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, к ...

Организация логопедической работы по преодолению нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста
В процессе логопедической работы нужно учитывать все принципы, которые служат основой для построения целенаправленной дифференцированной методики устранения нарушений чтения. Важнейшими из них являются следующие [16]: Принцип комплексности. Дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее возникновение, обусловл ...