Исследование гендерных различий в проявлении застенчивости в зрелом возрасте. Организация и методы исследования
Страница 1

Статьи по психологии » Гендерные различия проявления застенчивости в зрелом возрасте » Исследование гендерных различий в проявлении застенчивости в зрелом возрасте. Организация и методы исследования

Выбор методик осуществляется в соответствии с поставленными задачами. На первом этапе были исследованы современные представления о феномене застенчивости в научно-психологической литературе.

На втором этапе были подобраны методики для исследования гендерных различий в проявлении застенчивости у людей зрелого возраста, отобраны лица, желающие принять участие в исследовании и проведено исследование.

На третьем этапе с помощью методов математической обработки были получены и проанализированы результаты исследования.

Экспериментально-психологическое исследование застенчивости проводилось с помощью анкеты для выявления застенчивых людей (Ф. Зимбардо); анкеты для выявления причин и проявлений застенчивости, и методики "Личностный опросник для измерения эмоционального отношения к общению", предназначенной для изучения особенностей характера и темперамента (НИИ им. В.М. Бехтерева. Авторы-составители: доктор мед. наук, профессор Вассерман Л.И., ведущий научный сотрудник, канд. мед. наук Иовлев Б.В., старший научный сотрудник, канд. психол. наук Карпова Э.Б., математик-программист Вукс А.Я.). Опросник основан на самооценке изучаемым индивидом собственных состояний, характерных способов действия в определенных ситуациях. В отличие от анкеты, которая, как правило, opиентировaна на получение конкретных фактов, опросник измеряет отношения, установки, эмоциональные реакции обследуемого лица. Утверждения распределяются по определенным шкалам. На каждую шкалу выпадает достаточно большое количество утверждений, что гарантирует от влияния случайных факторов. Коммуникативная компетентность (умение общаться) - значимое качество любого человека, которое обеспечивается наличием таких психологических характеристик, как уверенность в себе, выраженность эмпатической тенденции, тенденции к аффилиации, чувствительность к отвержению, способность к восприятию социальной поддержки. Важным для формирования коммуникативной компетентности является также интернальный локус контроля. Напротив, к качествам, снижающим способность к установлению и развитию межличностных отношений, относится высокий уровень депрессивных и тревожных переживаний. С помощью данного опросника можно оценить наличие психологических характеристик, формирующих коммуникативную компетентность.

В исследовании приняло участие 74 человека (34 мужчины и 40 женщин) работников локомотивного депо г. Белогорска. Средний возраст – 37,8 лет. Образование высшее. В результате обработки анкеты "Свойственна ли Вам застенчивость?" (результаты анкетирования в приложении Г) среди всех опрошенных считают себя застенчивыми 59 человек (79 %), 13 человек (18%) считают себя незастенчивыми, 2 человека (3 %) затруднились ответить на этот вопрос (рисунок 1).

Рисунок 1 - Доля застенчивых среди всех опрошенных

Среди выборки людей, считающих себя застенчивыми, выявлено 27 мужчин (46 %) и 32 женщины (54 %) (рисунок 2).

Для дальнейшего исследования были выбраны 27 мужчин и 32 женщины, посчитавших себя застенчивыми. Результаты анкетирования представлены в приложении Д.

Рисунок 2 - Застенчивые мужчины и женщины

Для подтверждения гипотезы, "застенчивость блокирует развитие субъектных качеств личности, как эмпатия, аффилиация и чувствительность к отвержению и сопровождается негативным функциональным состоянием. Существуют гендерные различия в проявлении застенчивости: женщины наиболее застенчивы, когда находятся в ситуации, в которой они занимают приниженное положение, для мужчин характерно центрирование на производимом впечатлении и социальных оценках", было проведено исследование этих качеств.

Опросник включает в себя соответственно 3 таблицы-набора утверждений ("эмпатическая тенденция", "аффилиация" и "чувствительность к отвержению"). Каждый набор в свою очередь содержит от 24 до 33 утверждений, составленных на основе клинического опыта группы экспертов. Испытуемый должен оценить те высказывания, которые соответствуют его поведению или состоянию. В методике используется 9-балльная шкала (от минус 4 до плюс 4). Испытуемый выбирает ответы со знаком плюс (+), если он согласен с предложенными в опроснике утверждениями (плюс 1, плюс 2, плюс 3, плюс 4), и ответы со знаком минус (-), если он не согласен с предложенными утверждениями (минус 1, минус 2, минус 3, минус 4). Чем больше по своему абсолютному значению цифра, тем выше степень согласия-несогласия. Ноль (0) означает невозможность выбрать какой-либо ответ.

Страницы: 1 2


Стили педагогического общения
Проблемы общения разрабатывались педагогами и психологами на протяжении длительного периода времени, поскольку процесс социализации человеческой личности невозможен без общения. Понятие общения является сложным и многогранным. Так, М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на с ...

Методика урегулирования конфликтов
Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персо­налу службы, прерогативой которой являются функции управле­ния конфликтами (например, отдел трудовых отношений служ­бы управления персоналом). С методикой следует ознакомить всех работников организации посредством проведения ...

Корреляционный анализ
Корреляционный анализ (от лат. «соотношение», «связь») применяется для проверки гипотезы о статистической зависимости значений двух или нескольких переменных в том случае, если исследователь может их регистрировать (измерять), но не контролировать (изменять).(2). Задача корреляционного анализа сводится к установлению направления (положи ...