Развод как социально-психологическое явление
Страница 2

4. Разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.

По мнению Соловьева Н.Я. основные условия, предопределяющие развод, – это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин

[42].Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. www.psaffect.ru

Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам [32]. Чаще всего выделяют следующие мотивы разводов:

· отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия);

· несовместимость характеров;

· нарушение супружеской верности;

· отсутствие или утрата чувства любви;

· любовь к другому;

· легкомысленное отношение к супружеским обязанностям;

· плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников);

· пьянство (алкоголизм) супруга;

· отсутствие нормальных жилищных условий;

· половая неудовлетворенность.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворенны в данном брачном союзе [7, с. 49].

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия) [3]. Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51% мужчин и только 28% женщин, это означает, что мужчины отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3% женщин и только 10,6% мужчин объясняют развод «пьянством супруга».

С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак [10, с. 106]. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности. К факторам, разрушающим брак, – проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями) [9].

При изучении разводов рассматривают четыре группы факторов

(У. Гуд):

1. Вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Известно, что городское население разводится чаще, чем жители сельской местности.

2. Различные типы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрение брака или развода родственниками или значимыми для него лицами.

3. Способ выбора брачных партнеров.

4. Легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения.

Развод не происходит внезапно. Ему предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье [19].

Намерение развестись не связывают с уровнем образования и материальными доходами. Однако существует возрастная закономерность. Чаще задумываются о разводе супруги, состоящие в браке от 12 до 21 года, а также женщины, прожившие замужем от 6 до 11 лет, мужчины, женатые менее 6 лет, как правило, не озабочены разводом [32].

Если ожидания благополучия и интимного счастья в молодые годы высоки, то любые серьезные конфликты могут привести к мыслям о разводе. Ранние разочарования в семейной жизни связаны и с ранним возрастом рождения детей: в России 60–90% всех женщин регистрируют брак и реализуют свои репродуктивные планы к 25 годам. Ранние браки менее стабильны в связи с проблемами детей, экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается к 25 годам [15].

Страницы: 1 2 3 4


Творческие игры
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Переживания в игре влияют на ее характер [п. 14]. ...

Личностная готовность к школьному обучению.
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама ...

Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов
Мы в своей работе проведём сравнительный анализ социально-психологического тренинга с психотерапевтическим по заданной схеме: Цели ведущего. Результаты участника. Результаты группы. Средства, с помощью которых достигаются данные результаты. Основными целями тренера, или ведущего, и в социально-психологическом тренинге (СПТ), и в пси ...