Развитие речи

Дети старшего дошкольного возраста располагают значительными резервами развития, но прежде, чем использовать эти резервы развития необходимо давать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

К концу дошкольного возраста при определённых условиях воспитания и обучения ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение. www.trafficcase.ru

К концу школьного возраста ребёнок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становиться для него действительно родным.

У старших дошкольников уже не встречается случаев «двойного» склонения. Появление ориентировки на звуковую форму слов способствует условию морфологической системы родного языка. Дети старшего дошкольного возраста могут производить полный звуковой анализ слова. Это способствует успешному овладению чтением и письмом.

К концу дошкольного детства дети начинают чётко вычленять слова в предложении, что необходимо для овладения грамотой.

В исследованиях Н.Г. Салминой показано, что дети 6-7 лет овладевают всеми формами устной речи, присущей взрослому. У них появляется развёрнутое сообщение — монолог, рассказ, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности.

Использование новых форм речи, переход к развёрнутым высказываниям, обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребёнком в этот период. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваивается правильные грамматические конструкции. [29]

Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребёнок учится задавать вопросы на отвлечённые темы, попутно рассуждать, думать вслух.

В старшем дошкольном возрасте, наряду с ситуативной и контекстной речью, ребёнок овладевает и объяснительной.

Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того, чтобы быть понятной без непосредственного восприятия. Особым типом речи ребёнка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры и многое другое. Объяснительная речь требует определённой последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Овладение данным типом речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений, так и для умственного развития детей.

К старшему дошкольному возрасту идёт убыль эгоцентрическая речь. Она подтверждается интериоредации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию.

Т. о, в дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью:

• к 7 годам язык становиться средством общения и мышления ребёнка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;

• развивается звуковая сторона речи. Завершается процесс фонематического развития;

• развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического.


Современные представления о причинах депрессий
Био-психо-социальная модель депрессий Современная наука рассматривает депрессию как заболевание, в происхождение которого вносят вклад разные причины или факторы - биологические, психологические и социальные. Биология депрессий К биологическим факторам депрессий относят, прежде всего, специфические нарушения нейрохимических процессов ( ...

Отсутствие сексуального желания
Отсутствие сексуального желания может быть бессознательным выражением проблем в отношениях или внутриличностных напряжений. «Нет» может означать отказ дать партнеру удовлетворение, отказ подтвердить его сексуальную привлекательность, «нет» может поколебать убежденность партнера, что его «хотят». Так как люди часто легко ранимы, особенно ...

Роль семьи в развитии общения
Рассматривая вопросы преемственности семейного и общественного воспитания, Е.Е. Кравцова показала роль семьи на каждом из этапов детского онтогенеза [19]. С точки зрения Е.Е. Кравцовой роль семьи в развитии ребенка связывается со смысловой сферой ребенка, в то время как образовательные учреждения создают условия для овладения культурным ...