Управление психическими состояниями военнослужащих в бою
Страница 2

Статьи по психологии » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Управление психическими состояниями военнослужащих в бою

При рассмотрении вопросов, связанных с управлением психическими состояниями военнослужащих в современном бою, можно рассмотреть проблемы: организационно-технического порядка; психологические; психологические проблемы внутриколлективных отношений.

Проблемы организационно-технического порядка заключаются прежде всего в способности военнослужащего освоить современную боевую технику и оружие, а также в умении профессионального психологического отбора по предназначению и целесообразности использования воинов в конкретных боевых действиях. Здесь очень важны их психологическая совместимость в период подготовки и выполнения боевой задачи и психологические проблемы надежности подразделений и части в целом в бою[20].

Психологические проблемы управления психическими состояниями военнослужащих в современном бою связаны прежде всего с комплектованием и доукомплектованием подразделений и частей личным составом в бою. Потому что в условиях военного времени, в период проведения отмобилизования различных возрастов мужского населения комплектующими военными комиссариатами будет присутствовать достаточно высокий процент (30% и более) лиц, прибывающих в подразделения и часть в целом не по назначению. Поэтому в такой ситуации командирам необходимо знать политические взгляды и уровень коллективистских качеств, прибывающих для пополнения военнослужащих в условиях боевой обстановки[21].

В управленческой деятельности командиров и офицеров воспитательных структур психические состояния подчиненных должны стоять в центре внимания, так как именно от содержания и направленности последних в конечном счете зависит успех любого вида деятельности в боевой обстановке.

Психологические проблемы внутриколлективных отношений заключаются в психологической совместимости и самоутверждении военнослужащих, а также коллективной активности воинов в бою. Здесь же остро может стоять проблема возникновения, распространения и борьбы с упадническими настроениями и слухами в боевой обстановке.

Сработанность экипажей, расчетов, отделений наиболее четко выявляется при выполнении боевых задач в обстановке многочисленных раздражителей и дефицита времени. Боевая обстановка «обнаруживает» очень быстро недостаточность правильного понимания задачи каждым воином, проявления уровней осознанности и активности каждым членом экипажа (расчета).

Психологическая несовместимость, как правило, проявляется при выполнении сложных учебно-боевых задач. В такой обстановке конфликты, например, протекают наиболее остро, порой носят скрытый характер.

Воинский коллектив представляет собой сложный психологический механизм, в котором проявляются самые различные социально-психологические явления. Поэтому самоутверждение воина в бою - это своего рода очередной этап его гражданского становления, попытка получить признание в глазах окружающих его военнослужащих, личностных боевых возможностей в конкретной ситуации.

Успешность или неуспешность самоутверждения личности в подразделении напрямую зависит от содержания тех психических состояний, которые испытывает военнослужащий в данный момент.

Важнейшим условием повышения боеспособности воинов и подразделений в бою является работа командиров и офицеров воспитательных структур по пресечению отрицательных психических состояний среди подчиненных.

Задачи ликвидации последствий отрицательных психических состояний нельзя ограничивать только пассивными мероприятиями по устранению уже причиненного психологического ущерба, надо вести и активную борьбу с этим явлением: прогнозирование их возникновения, предупреждение, профилактику и ликвидацию.

Рассмотренные проблемы психических состояний личного состава в условиях современного боя дают основания для возможного анализа, прогнозирования с целью успешного управления военнослужащими в сложных условиях боевой обстановки.

Страницы: 1 2 


Психологическая теория и культурные изменения
Аргументы, направленные против внеисторичного понимания характера законов социальной психологии, не основаны только лишь на рассмотрении влияния науки на общество. Отдельного внимания заслуживает и другой тезис. Если мы внимательно проанализируем самые важные направления исследований за последнее десятилетие, мы обнаружим, что наблюдаем ...

Типология и структура характеров. Структура характера
«Характер – элемент психического склада человека. Характер является целостным образованием, определяющим человеческое «Я». Понимание характера как единства черт человека не исключает выделения в нем отдельных составляющих с целью познания его сущности. Определить структуру характера – значит выделить в нем ведущие компоненты, без котор ...

Общая характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности
Анализ кризисного возраста, связанного с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, предпринимается нами с точки зрения классической концепции Л.С. Выготского, где ключевыми характеристиками категории «психологического возраста» являются социальная ситуация развития и центральное возрастное новообразование. А также, разрабо ...