Управление психическими состояниями военнослужащих
в боюСтраница 2
При рассмотрении вопросов, связанных с управлением психическими состояниями военнослужащих в современном бою, можно рассмотреть проблемы: организационно-технического порядка; психологические; психологические проблемы внутриколлективных отношений.
Проблемы организационно-технического порядка заключаются прежде всего в способности военнослужащего освоить современную боевую технику и оружие, а также в умении профессионального психологического отбора по предназначению и целесообразности использования воинов в конкретных боевых действиях. Здесь очень важны их психологическая совместимость в период подготовки и выполнения боевой задачи и психологические проблемы надежности подразделений и части в целом в бою[20].
Психологические проблемы управления психическими состояниями военнослужащих в современном бою связаны прежде всего с комплектованием и доукомплектованием подразделений и частей личным составом в бою. Потому что в условиях военного времени, в период проведения отмобилизования различных возрастов мужского населения комплектующими военными комиссариатами будет присутствовать достаточно высокий процент (30% и более) лиц, прибывающих в подразделения и часть в целом не по назначению. Поэтому в такой ситуации командирам необходимо знать политические взгляды и уровень коллективистских качеств, прибывающих для пополнения военнослужащих в условиях боевой обстановки[21].
В управленческой деятельности командиров и офицеров воспитательных структур психические состояния подчиненных должны стоять в центре внимания, так как именно от содержания и направленности последних в конечном счете зависит успех любого вида деятельности в боевой обстановке.
Психологические проблемы внутриколлективных отношений заключаются в психологической совместимости и самоутверждении военнослужащих, а также коллективной активности воинов в бою. Здесь же остро может стоять проблема возникновения, распространения и борьбы с упадническими настроениями и слухами в боевой обстановке.
Сработанность экипажей, расчетов, отделений наиболее четко выявляется при выполнении боевых задач в обстановке многочисленных раздражителей и дефицита времени. Боевая обстановка «обнаруживает» очень быстро недостаточность правильного понимания задачи каждым воином, проявления уровней осознанности и активности каждым членом экипажа (расчета).
Психологическая несовместимость, как правило, проявляется при выполнении сложных учебно-боевых задач. В такой обстановке конфликты, например, протекают наиболее остро, порой носят скрытый характер.
Воинский коллектив представляет собой сложный психологический механизм, в котором проявляются самые различные социально-психологические явления. Поэтому самоутверждение воина в бою - это своего рода очередной этап его гражданского становления, попытка получить признание в глазах окружающих его военнослужащих, личностных боевых возможностей в конкретной ситуации.
Успешность или неуспешность самоутверждения личности в подразделении напрямую зависит от содержания тех психических состояний, которые испытывает военнослужащий в данный момент.
Важнейшим условием повышения боеспособности воинов и подразделений в бою является работа командиров и офицеров воспитательных структур по пресечению отрицательных психических состояний среди подчиненных.
Задачи ликвидации последствий отрицательных психических состояний нельзя ограничивать только пассивными мероприятиями по устранению уже причиненного психологического ущерба, надо вести и активную борьбу с этим явлением: прогнозирование их возникновения, предупреждение, профилактику и ликвидацию.
Рассмотренные проблемы психических состояний личного состава в условиях современного боя дают основания для возможного анализа, прогнозирования с целью успешного управления военнослужащими в сложных условиях боевой обстановки.
Целеполагание
Главным вопросом, по мнению А.Блазера и соавторов, является вопрос о том, как пациент до настоящего времени пытался решить данную проблему? Изменилась ли его жизнь? Стало лучше или хуже после попытки решения? и т.д.
Условия, связанные с историей жизни пациента. Особого анализа заслуживают обстоятельства жизни, соответствующие первому п ...
Ощущения как психический познавательный процесс
В качестве психических процессов выступают ощущения, восприятие, мышление, память, воображение. В зависимости от задачи, на которую направляется деятельность, она принимает форму того или иного процесса. Все психические процессы имеют личностномотивационный компонент. В современной психологии существует тенденция относить ощущение и вос ...
Современные
представления о причинах депрессий
Био-психо-социальная модель депрессий
Современная наука рассматривает депрессию как заболевание, в происхождение которого вносят вклад разные причины или факторы - биологические, психологические и социальные.
Биология депрессий
К биологическим факторам депрессий относят, прежде всего, специфические нарушения нейрохимических процессов ( ...