Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Страница 1

Статьи по психологии » Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта

Предлагаемый обзор концепции детского развития английского психотерапевта Д. Винникотта посвящен анализу значения первого года жизни для последующего развития ребенка. Анализируются условия закладывания склонности к депрессиям, психозам, страхам, антисоциальным тенденциям. С другой стороны, разбираются предпосылки нормального развития и формирования активной творческой личности.

Английский психотерапевт Дональд Вудс Винникотт (1896-1971) считается наряду с Анной Фрейд и Мелани Кляйн самым значительным детским психоаналитиком нашего времени. Основное направление работ Винникотта - изучение наиболее раннего эмоционального развития ребенка. Им разработана концепция происхождения психозов, антисоциальных тенденций, правильной (подлинной) и неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ” (Self), стадии тревоги и волнения, а также концепция “переходного объекта” (“посредника” между реально существующей матерью и тем образом, который сложился у ребенка о матери).

Винникотт полагал, что эмоциональное развитие ребенка начинается задолго до рождения. По его мнению, даже травматическое переживание рождения может быть предотвращено или смягчено путем эмоциональной подготовки во внутриутробном состоянии. Таким образом, для младенца становится возможным пережить рождение как результат своих собственных усилий.

Месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

24

36

                                             
 

орально-инкорпоративная фаза

(присоединение)

                         
                                             

Ф

           

орально-садистическая фаза

                   

Р

                                           

Е

Й

               

анально-садистическая фаза

             

Д

                                           
                       

анально-ретентивная фаза

(удержание)

         
                                             
                                   

фаллическая фаза

В

                                           

И

Н

Н

интеграция

экстремальная зависимость

                               

И

К

           

п е р с о н а л и з а ц и я

относительная зависимость вплоть до независимости

   

О

Т

                                   

объектные отношения

Т

                                           

Месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

24

36

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Основные научные течения в российской психологии конца XIX - начала ХХ века
Выделившаяся в самостоятельную науку в конце XIX - начале XX вв. российская психология включала ряд мощных течений, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики и методов ее исследования: идеалистическое (описательное), эмпирическое (интоспективное), материалистическое (опытное). Выбор того или иного направления опред ...

Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности
Информационный стресс в учебной деятельнос­ти по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей учебной деятельности. В ос ...

Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии
3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа. Восприятие яркости и цвета. Зрительная система человека чувствительна к электромагнитным коле ...