Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Страница 5

Статьи по психологии » Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта

Чересчур массивные помехи и фрустрации могут сломать защиту ребенка. Они уже не могут быть включены в позицию омнипотенции младенца и восприниматься как проекция. В результате происходит возврат в состояние покоя. Однако в наиболее экстремальных случаях не остается места даже для переживания покоя. Устанавливается состояние первичного нарциссизма, в котором ребенок либо испытывает страх перед “матерью‑ведьмой”, либо безумно тоскует по “матери‑фее”, либо и то и другое одновременно. Винникотт считал первичный нарциссизм состоянием покоя, в котором отсутствуют какие бы то ни было побуждения, в котором невозможно раскрытие индивида.

Таким образом утрачивается способность к проявлению агрессии, а также способность к активной жизни, т. е. способность устанавливать отношения с объектами внешнего мира. Любовь, по Винникотту, теряет часть своей ценнейшей агрессивной составляющей, а ненависть становится еще более вспыльчивой. Больше не происходит слияния агрессивных и эротических компонентов. Младенца как бы совращают к эротическим переживаниям, которые никогда реально не осуществляются. Изолированно от них существуют чисто агрессивные, реактивные переживания, которые зависят от переживания массивного сопротивления.

В этой ситуации все зависит от матери. Сможет ли она понять особенность жизненных потребностей младенца, взять на себя всю заботу в условиях его полной беспомощной зависимости, а также сможет ли она пойти навстречу его стремлению к жадному овладению. Здесь Винникотт имеет в виду прежде всего понимание индивидуальных способов выражения ребенка, его спонтанных жестов и первичной двигательной активности. Если у матери не развивается достаточно хорошего понимания этих индивидуальных форм проявления жизни ребенка, т. е. дает сбой функция держания (holding) матери, тогда появляются немыслимые страхи психотического характера, которые всегда существуют в латентной форме, но обычно купируются, смягчаются благодаря заботе матери. Отказ в такой заботе со стороны матери переживается ребенком на этой самой ранней стадии не просто как отказ, а как угроза существования структуры “Я-САМ” (Self), как страх перед уничтожением. Эти состояния имеют самую непосредственную связь с последующими психозами

.

Для развития своего жизненного потенциала младенцу необходим минимум разнообразных помех извне и минимум реакций на эти помехи. Винникотт называет такие помехи вторжением или вмешательством (immixture) со стороны внешнего мира.

В случае чрезмерного засилья таких вторжений реактивные ответы ребенка на них могут препятствовать дальнейшему индивидуальному развитию. В результате младенец оказывается неспособным строить свою личность по образцу последовательности непрерывно развивающегося бытия. Происходит распадание непрерывной линии последовательности бытия, и на первый план выступает чувство бессмысленности. Если младенец не переживает индивидуальный опыт, нарушается “способность хотеть”. Уменьшаются возможности образования иллюзорных представлений, которые предшествуют созданию переходного объекта, а также нарушается или становится невозможной организация “подлинной структуры “Я-САМ” (Self)” Результат этого для последующей жизни - исполненный тоской поиск поддержки на руках у матери или на ее теле, либо прямая противоположность этому - страх перед женщиной, страх перед своей первой абсолютной зависимостью.

Винникотт считал, что наиболее остро выраженные формы реакции на вторжения со стороны внешнего мира порождают в ребенке в этом раннем возрасте страх перед уничтожением. Это очень реальный, примитивный страх, появляющийся перед всеми другими страхами. Этот страх непосредственно связан со “страхом смерти”.

В отличие от психотических состояний для антисоциальных тенденций

характерна ранняя депривация. Винникотт имеет при этом в виду лишение чего-то хорошего, что переживалось ребенком до определенного момента положительно, например, мать, полноценный контакт с нею, на обладание которым ребенок чувствует право, но который был утрачен. Внутренний объект умирает или интроецированная версия внешнего объекта теряется. Одновременно создается впечатление, что причина несчастий исходит из отказа со стороны окружающего мира. По этой причине ребенок пытается заставить окружающий мир при помощи антисоциальных тенденций вновь обратить на него внимание и заботиться о нем. Винникотт понимает антисоциальные тенденции как стремление к самоисцелению, как выражение надежды, что потерянный объект вновь будет найден.

Самыми ранними симптомами антисоциальных тенденций Винникотт считал жадное, алчное поведение в том, что касается питания (а также его парное дополнение - отсутствие аппетита), нечистоплотность, ночное недержание мочи и мочеиспускание на коленях у матери. В жадном и алчном поведении, которое Винникотт рассматривал как предтечу воровства, выражается сильнейшее инстинктивное притязание. При достаточно хорошем соответствии поведения матери потребностям младенца жадное и алчное поведение у него, как правило, не проявляется. В этом благоприятном случае оно представлено импульсом любви. Однако если поведение матери не соответствует потребностям ребенка, то посредством жадного и алчного поведения младенец обычно может потребовать от матери исправить, исцелить этот недостаток.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Педагогические рекомендации
1. Чтобы повысить уровень развития рефлексии у подростков, необходимо педагогу-психологу создать обстановку в которой подростки могли бы подготовить тело и психику к деятельности, сосредоточиться на своем внутреннем мире. 2. Необходимо помочь подростку освободиться от излишнего физического и нервного напряжения, снять эмоциональную и п ...

Основные положения рационально-эмотивной терапии
Основные положения. Создатель метода рационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберт Эллис(р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В 1950-е гг. А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психотерапии. Одним из таких положений являет ...

Сюжетно – ролевые игры дошкольников
В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа. В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвяз ...