Концепции детского развития Дональда Вудса ВинникоттаСтраница 9
Потребность в переходном объекте возрастает, когда ребенка укладывают спать и когда ребенок чувствует угрозу потери объекта любви. В целом можно сказать, что переходный объект служит для защиты от страхов, прежде всего от депрессивных страхов. У здоровых детей переходный объект особенно глубоко в душе не запечатлевается. Его не забывают, но в то же время о нем особо не сожалеют. Он теряет со временем свое значение, так как переходные феномены становятся все более размытыми и нечеткими, распространяясь на всю интермедиарную (промежуточную) область между внутренней психической реальностью и внешним миром, т. е. на всю социокультурную область.
По Винникотту, переходный объект тесно связан с возбуждением в самом раннем возрасте эрогенной зоны области рта. Часто можно наблюдать, как переходный объект постепенно шаг за шагом формируется из аутоэротических занятий младенца. Время первого появления переходных феноменов относится Винникоттом к периоду между 4-ым и 12-ым месяцем жизни
. Обращает на себя внимание тот факт, что у мальчиков и девочек не обнаруживается различий во времени появления переходных феноменов.
Переходный объект отвечает за отдельную составляющую объекта матери, как бы за репрезентации (подобъект) (в основном это грудь), с которым у ребенка устанавливаются первые отношения. При этом особенно важно, что переходный объект в качестве реального объекта - это не реальная грудь, а символическое замещение “внутренней” груди. Таким образом, переходный объект - это первое символическое образование, формирование символа. Используя переходный объект, ребенок показывает, что он способен различать между внешними и внутренними объектами, между первичной креативностью и восприятием. Ребенок способен выделять различия и сходства.
М.Кляйн разработала концепцию о “внутреннем объекте”. В этом смысле переходный объект, по Винникотту, не является ни внешним, ни внутренним объектом, так как ребенок может использовать свой переходный объект только в том случае, если внутренний объект, т. е. грудь, является живым, реально существующим и достаточно хорошим объектом. Переходный объект может выступать на стороне внешнего объекта и служить защитой против депрессивных страхов. Но делать это он может только опосредованно через процесс символообразования. При этом он выступает на стороне внутреннего объекта.
В свою очередь, внутренний объект зависит от поведения внешнего объекта, т. е. матери. Благодаря материнской заботе и способствующему нормальному развитию внешнему окружению для ребенка открывается область иллюзии. Иллюзия начинает появляться у младенца тогда, когда при первых кормлениях мать дает ему именно то, что ему как раз в этот момент больше всего хочется. У ребенка складывается тогда впечатление, что он сам добился удовлетворения своих потребностей своей омнипотенцией, своим всесилием. Таким образом, у ребенка появляется иллюзия, что грудь или мать - это часть его самого, над которой он обладает магическим контролем, а внешняя реальность отвечает его собственным созидательным способностям. Без такой иллюзии невозможен контакт между психикой и окружающим миром. Таким образом младенец создает, а не находит свой собственный, личный окружающий мир, который при благоприятных условиях в некоторой мере похож на объективный мир.
Благодаря созданию переходного объекта области иллюзии придается форма реальности. В то же время тем самым, как полагал Винникотт, создается нейтральная интермедиарная (промежуточная) область познания, которая позволяет в дальнейшем наслаждаться иллюзиями и субъективными представлениями в искусстве, религии и философии, а также обмениваться ими с другими людьми. Если же человек считает свои иллюзии объективными, то он, естественно, психически ненормален. После того, как мать создала для ребенка возможность образования иллюзии, ее главной задачей становится развенчание иллюзии (дезиллюзионирование). В этом процессе важную роль играет отнятие от груди. Оно готовит почву для всех последующих фрустраций.
Дезиллюзионирование через постепенно увеличивающееся число отказов со стороны матери сопровождается растущей способностью младенца уравновешивать образующийся дефицит путем возрастания психической активности. Забота и уход со стороны матери постепенно замещаются так называемым вторичным процессом, который замещает галлюцинаторное удовлетворение, чтобы избежать разочарования и негативные последствия первичного процесса. Не последнюю роль при этом играет отец. Его важнейшая задача в этом процессе - сделать мать в глазах ребенка более человечной, лишить ее того элемента, который в случае сохранения превращается в магический и могущественный атрибут матери, разрушая в матери материнское.
Психометрия, ее осн. параметры: тест. нормы и проверка их
Психометрия (от греч. metron- мера)- первоначально- измерение t-ых хар-к психич. пр-сов на рубеже Х1Х-ХХ веков как следствие общего для всех экспер-ых наук стремления к использованию мат. методов. Ныне под психометрией понимается весь круг ??-сов, связанных с измерением в Y-ии. Включает психофизику. Психометрия- это математизированная т ...
«Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»?
Очень важно по мнению Уарте было выяснить каким видом дарования обладает тот или иной человек и какая наука соответствует этому виду дарования: «если человек, лишенный дарований, примется изучать какую-либо науку или искусство, то хотя бы он всю жизнь трудился над усвоением ее правил и положений, у него все же ничего не получится: если ...
Состояние психологической науки начала XIX века
Уходящий XVIII век зародил в умах ученых скептицизм относительно возможности чисто рационалистического объяснения физического мира. И, как справедливо отмечается исследователями, первая половина XIX века ознаменовалась рядом таких научных открытий и обобщений, которые не только существенно изменили представления в отдельных отраслях зна ...