Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Страница 9

Статьи по психологии » Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта

Потребность в переходном объекте возрастает, когда ребенка укладывают спать и когда ребенок чувствует угрозу потери объекта любви. В целом можно сказать, что переходный объект служит для защиты от страхов, прежде всего от депрессивных страхов. У здоровых детей переходный объект особенно глубоко в душе не запечатлевается. Его не забывают, но в то же время о нем особо не сожалеют. Он теряет со временем свое значение, так как переходные феномены становятся все более размытыми и нечеткими, распространяясь на всю интермедиарную (промежуточную) область между внутренней психической реальностью и внешним миром, т. е. на всю социокультурную область.

По Винникотту, переходный объект тесно связан с возбуждением в самом раннем возрасте эрогенной зоны области рта. Часто можно наблюдать, как переходный объект постепенно шаг за шагом формируется из аутоэротических занятий младенца. Время первого появления переходных феноменов относится Винникоттом к периоду между 4-ым и 12-ым месяцем жизни

. Обращает на себя внимание тот факт, что у мальчиков и девочек не обнаруживается различий во времени появления переходных феноменов.

Переходный объект отвечает за отдельную составляющую объекта матери, как бы за репрезентации (подобъект) (в основном это грудь), с которым у ребенка устанавливаются первые отношения. При этом особенно важно, что переходный объект в качестве реального объекта - это не реальная грудь, а символическое замещение “внутренней” груди. Таким образом, переходный объект - это первое символическое образование, формирование символа. Используя переходный объект, ребенок показывает, что он способен различать между внешними и внутренними объектами, между первичной креативностью и восприятием. Ребенок способен выделять различия и сходства.

М.Кляйн разработала концепцию о “внутреннем объекте”. В этом смысле переходный объект, по Винникотту, не является ни внешним, ни внутренним объектом, так как ребенок может использовать свой переходный объект только в том случае, если внутренний объект, т. е. грудь, является живым, реально существующим и достаточно хорошим объектом. Переходный объект может выступать на стороне внешнего объекта и служить защитой против депрессивных страхов. Но делать это он может только опосредованно через процесс символообразования. При этом он выступает на стороне внутреннего объекта.

В свою очередь, внутренний объект зависит от поведения внешнего объекта, т. е. матери. Благодаря материнской заботе и способствующему нормальному развитию внешнему окружению для ребенка открывается область иллюзии. Иллюзия начинает появляться у младенца тогда, когда при первых кормлениях мать дает ему именно то, что ему как раз в этот момент больше всего хочется. У ребенка складывается тогда впечатление, что он сам добился удовлетворения своих потребностей своей омнипотенцией, своим всесилием. Таким образом, у ребенка появляется иллюзия, что грудь или мать - это часть его самого, над которой он обладает магическим контролем, а внешняя реальность отвечает его собственным созидательным способностям. Без такой иллюзии невозможен контакт между психикой и окружающим миром. Таким образом младенец создает, а не находит свой собственный, личный окружающий мир, который при благоприятных условиях в некоторой мере похож на объективный мир.

Благодаря созданию переходного объекта области иллюзии придается форма реальности. В то же время тем самым, как полагал Винникотт, создается нейтральная интермедиарная (промежуточная) область познания, которая позволяет в дальнейшем наслаждаться иллюзиями и субъективными представлениями в искусстве, религии и философии, а также обмениваться ими с другими людьми. Если же человек считает свои иллюзии объективными, то он, естественно, психически ненормален. После того, как мать создала для ребенка возможность образования иллюзии, ее главной задачей становится развенчание иллюзии (дезиллюзионирование). В этом процессе важную роль играет отнятие от груди. Оно готовит почву для всех последующих фрустраций.

Дезиллюзионирование через постепенно увеличивающееся число отказов со стороны матери сопровождается растущей способностью младенца уравновешивать образующийся дефицит путем возрастания психической активности. Забота и уход со стороны матери постепенно замещаются так называемым вторичным процессом, который замещает галлюцинаторное удовлетворение, чтобы избежать разочарования и негативные последствия первичного процесса. Не последнюю роль при этом играет отец. Его важнейшая задача в этом процессе - сделать мать в глазах ребенка более человечной, лишить ее того элемента, который в случае сохранения превращается в магический и могущественный атрибут матери, разрушая в матери материнское.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Страх и радость одиночества
Одиночество неизбежно, но осознание и принятие этого факта несет свободу · 12 июня 2008 г. Одиночество — пугающая штука.Так, по крайней мере, его обычно воспринимают. Остаться совершенно одному, без друзей, без любимых, без родственников — одна из самых ужасающих картин для большинства людей. Остаться без чужого внимания, без душевного ...

Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть в ...

Радость и счастье одиночества
Но так ли страшен черт? Если одиночество — это наше неотъемлемое свойство, то стоит ли его так бояться? Да, никто и никогда нас не поймет, никто не разделит горести и радости нашего существования, ну и что? Осознание своего одиночества — это не трагедия, это повод отказаться от иллюзий и перестать, наконец, цепляться за других людей. Ре ...