Темперамент и способности

Типы темперамента » Темперамент и способности

Темпера­мент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной систе­мы имеют не менее близкое отношение к природной основе способ­ностей, к тому, что обычно называется задатками. www.edutarget.ru

Мысль эта высказывалась за последние годы многими совет­скими психологами. В общей форме ее выразил в 1952 г. Рубинштейн, более развернуто и определенно — Ананьев в 1956 г., Мясищев обращал внимание на то, что свойство подвижности “тес­нейшим образом . связано и с понятием темперамента, и с понятием способностей” 1954 г. Некоторые авторы, не подчеркивая этой мысли в общей форме, фактически включали в число индиви­дуальных особенностей, от которых зависят способности, типологи­ческие свойства нервной системы. Так поступал К. К. Платонов, включавший в число “индивидуально-психологических особенностей личности, совокупность которых является летными способностями”, “черты силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов” (1956). Левитов во 2-м издании книги о характере, перечисляя “индивидуальные природные особенности нервной системы, сказывающиеся в развитии способностей” и “которые называются задатками”, называет черты высшей нервной деятельности, поло­женные в основу Павловского определения типологических свойств нервной системы (1956).

Тепловым неоднократно выдвигалось следующее положение: “Если общие типологические свойства определяют темперамент человека, то частные свойства имеют важнейшее значение при изучении спе­циальных способностей”. Однако это положение слишком узко. Частные (парциальные) свойства, конечно, связаны не с проблемою темперамента, а с проблемой специальных способностей. Это верно. Но ведь существуют не только специальные, но и общие способности. Поэтому и общие свойства нервной системы имеют значение не только для проблемы темперамента, но и для проблемы общих способностей.

Ярким подтверждением является упоминавшаяся работа Лейтеса (1956). Хотя она называется “Опыт психологической харак­теристики темпераментов”, конкретный материал, содержащийся в ней, говорит о том, как проявляются основные свойства нер­вной системы — сила, уравновешенность и подвижность — и их ти­пичные комбинации в особенностях общих способностей к умствен­ной работе. Описанные Лейтесом юноши, один из которых отне­сен автором к сильному уравновешенному и подвижному типу, другой — к сильному неуравновешенному типу, третий — к слабому типу нервной системы, являются, с психологической стороны, при­мерами не только (и, может быть, даже не столько) трех темпе­раментов, но и трех качественно разных типов общих умственных способностей.

Типологические свойства нервной системы входят в состав при­родных основ развития способностей, в состав так называемых задатков. Вероятно, они даже занимают важнейшее место в струк­туре этих природных предпосылок способностей.


Психотерапия
Психотерапия является не альтернативой, а важным дополнением к медикаментозному лечению депрессий. В отличие от медикаментозного лечения психотерапия предполагает более активную роль пациента в процессе лечения. Психотерапия помогает больным развить навыки эмоциональной саморегуляции и в дальнейшем более эффективно справляться с кризисн ...

Понятие о темпераменте и его физ. основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его ос ...

Занятие 2.
Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия» 2. «Настроение в цвете» Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу. Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Зат ...