Темперамент и способности

Типы темперамента » Темперамент и способности

Темпера­мент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной систе­мы имеют не менее близкое отношение к природной основе способ­ностей, к тому, что обычно называется задатками.

Мысль эта высказывалась за последние годы многими совет­скими психологами. В общей форме ее выразил в 1952 г. Рубинштейн, более развернуто и определенно — Ананьев в 1956 г., Мясищев обращал внимание на то, что свойство подвижности “тес­нейшим образом . связано и с понятием темперамента, и с понятием способностей” 1954 г. Некоторые авторы, не подчеркивая этой мысли в общей форме, фактически включали в число индиви­дуальных особенностей, от которых зависят способности, типологи­ческие свойства нервной системы. Так поступал К. К. Платонов, включавший в число “индивидуально-психологических особенностей личности, совокупность которых является летными способностями”, “черты силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов” (1956). Левитов во 2-м издании книги о характере, перечисляя “индивидуальные природные особенности нервной системы, сказывающиеся в развитии способностей” и “которые называются задатками”, называет черты высшей нервной деятельности, поло­женные в основу Павловского определения типологических свойств нервной системы (1956).

Тепловым неоднократно выдвигалось следующее положение: “Если общие типологические свойства определяют темперамент человека, то частные свойства имеют важнейшее значение при изучении спе­циальных способностей”. Однако это положение слишком узко. Частные (парциальные) свойства, конечно, связаны не с проблемою темперамента, а с проблемой специальных способностей. Это верно. Но ведь существуют не только специальные, но и общие способности. Поэтому и общие свойства нервной системы имеют значение не только для проблемы темперамента, но и для проблемы общих способностей.

Ярким подтверждением является упоминавшаяся работа Лейтеса (1956). Хотя она называется “Опыт психологической харак­теристики темпераментов”, конкретный материал, содержащийся в ней, говорит о том, как проявляются основные свойства нер­вной системы — сила, уравновешенность и подвижность — и их ти­пичные комбинации в особенностях общих способностей к умствен­ной работе. Описанные Лейтесом юноши, один из которых отне­сен автором к сильному уравновешенному и подвижному типу, другой — к сильному неуравновешенному типу, третий — к слабому типу нервной системы, являются, с психологической стороны, при­мерами не только (и, может быть, даже не столько) трех темпе­раментов, но и трех качественно разных типов общих умственных способностей.

Типологические свойства нервной системы входят в состав при­родных основ развития способностей, в состав так называемых задатков. Вероятно, они даже занимают важнейшее место в струк­туре этих природных предпосылок способностей.


Корреляционное отношение Пирсона η
Все рассмотренные выше коэффициенты корреляции служат для выявления только линейной зависимости между признаками. Для измерения нелинейной зависимости К. Пирсон предложил показатель, который он назвал корреляционным отношением. Напомним, что коэффициент корреляции rxy(формула 11.1), который был введен Пирсоном, характеризует связь между ...

Типологии, основанные на клиническом материале (К. Юнг И О. Гросс)
Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет со­бой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психоло­гических различий между ними. Юнг выделил два общих типа - экстравертированный и интровер-тированный. В основе различий между этими двумя типами ...

Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении.
Под барьерами общения подразумевают те многочис­ленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремле­ния, установки, характеры, манеры общения, разное само­чувствие. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположн ...