Категория сознания в психологической науке
Страница 1

В психологии, сознание - один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.[13]

Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики:

- процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)

- активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции). [14]

Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.

Так, В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» - нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно, - прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание - неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?[15]

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». [16] У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание - это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». [17] Он же в итоге пришел к выводу, что сознание - не существующая в реальности фикция.

Отметим, что категория сознания - междисциплинарное понятие.[18] Огромное количество учебных дисциплин, отраслей научного знания считают ее своим предметом изучения, исследования. Философия и религия, наука и искусство, мораль и право многие века пытаются понять, объяснить сущность и явление человеческого феномена, называемого сознанием. Не только сущность сознания, но и возможность его познания разделила мудрейшие умы человеческой истории на идеалистов и материалистов, агностиков и релятивистов.

Многовековая история познания человеком окружающего мира и себя в нем накопила множество взглядов на сущность сознания. Теологи рассматривают сознание как искру божественного разума. Идеалисты отстаивают его первичность по отношению к материи. Материалисты определяют как форму отражения объективной действительности, свойственную лишь человеку. Новый взгляд на категорию сознания складывается благодаря всеобъемлющему принципу дополнительности применительно к отношениям духовного и материального, внутреннего и внешнего.[19]

Главное свойство сознания как всякой системы - целостность, которую обеспечивают внутренние и внешние потоки информации. Будучи непрерывными и различными по интенсивности, они и определяют состояние сознания. Разрывы в потоках информации, нарушение сопряженности, плавного перехода одной дозы информации к другой воспринимаются как нарушение целостности, отклонение от устойчивого состояния и вызывают внутреннее беспокойство. Возникает потребность устранить разрыв, совершить действия, направленные на получение необходимой информации: что-то увидеть, что-то услышать, что-то понять, что-то почувствовать. Действия - самые разнообразные: открыть глаза, открыть окно, открыть книгу, напрячь свое внимание, свое восприятие, свою память, организовать свое мышление, произвести мысль (в поисках связей), оформить ее в тезис и т.д. [20]

Таким образом, разрыв в сознании может быть устранен в процессе производства собственных мыслей, в процессе потребления внешней информации. Два эти процесса производства и потребления - равнозначны и обеспечивают внутреннюю гармонию. Их равная значимость в сознании адекватна равной значимости в бытии.

Так формируется рыночное мышление (произведи - оформи - обменяй), предотвращается столь распространенная потребительская позиция («взять готовенькое», «пусть мне кто-то что-то даст») [31; С., 73]. Разрыв в сознании аналогичен разрыву кожного покрова (рана), разрыву кости (перелом, травма) и требует длительного процесса заживления, иногда с применением дополнительных препаратов. То, что касается нашего тела в силу очевидности процессов, нам понять легче. То, что касается нашего сознания - куда труднее. Так уж сложилось исторически - первична для нас материя. А первична ли?

Страницы: 1 2 3


Исследование лидерства у школьников. Исследование методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)» № исследуемого п/п Сумма балов Уровень выраженности лидерских способностей 1 26 2 2 28 2 3 26 2 4 31 2 5 36 3 6 27 2 7 24 1 8 29 ...

Психологическое исследование: этапы, изучение состояния проблемы, литературный обзор
Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмотрим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование. Основные этапы психологического исследования. Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги: 1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета и ...

«Исследование способностей к наукам»
В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в свет небольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её ав­тор— Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писа­тель, но как опытный врач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, по свидетельству некоторых источников, мужественным поведение ...