Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Страница 6

Статьи по психологии » Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта

Винникотт различает две типичные формы выражения антисоциальных тенденций. Это воровство и деструктивность. Воровство имеет либидонозный характер и выражает поиски первичного объекта. Деструктивность же имеет, напротив, агрессивные черты и в нем выражается стремление к относительной стабильности окружающего мира.

С разработкой концепции возникновения психотических и антисоциальных тенденций непосредственно связаны исследования Винникотта правильной (подлинной) и неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ” (Self) ребенка. На самой ранней стадии развития правильная, подлинная структура “Я-САМ” младенца - это теоретически предполагаемая позиция, из которой исходят двигательная активность (превращающаяся позднее в агрессивность) и спонтанные жесты. Правильная, подлинная структура “Я-САМ” - это инфантильная омнипотенция, жизненная сила, которая своим собственным способом овладевает, добывает индивидуальную психическую реальность и индивидуальную схему тела. Только правильная, подлинная структура “Я-САМ” может проявлять творческую активность и ощущать свою реальность. Неправильная, фальшивая структура “Я-САМ”, напротив, вызывает чувства нереальности, недействительности. Правильная, подлинная структура “Я-САМ” исходит из жизненности, витальности телесных функций и в существенной мере активно и первично. Оно возникает, как только появляется хоть какая‑то психическая организация индивида. При неблагоприятных воздействиях со стороны окружающего мира правильная, подлинная структура “Я-САМ” сохраняет чувство омнипотенции и ощущение непрерывности.

Формирование правильной, подлинной структуры “Я-САМ” связано с ролью матери. Мать должна идти навстречу омнипотенции младенца и в определенной мере способствовать ее осуществлению. Лишь благодаря этому начинает функционировать правильная, подлинная структура “Я-САМ”, а ребенок начинает верить в существование внешней реальности.

Если матери не удается адекватно отвечать на самые ранние потребности ребенка, то не происходит катексиса (заполнения) внешнего объекта и младенец остается изолированным. Младенец как бы вынужден вести неправильное, фальшивое существование. Его как бы прельщают покориться, примириться. Это можно наблюдать уже на самых ранних стадиях развития. Реакцией на требования окружающего мира в этом случае становится образование уступчивой неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ”. Строится неправильная (фальшивая) система отношений, цель которой - скрыть и защитить правильную, подлинную структуру “Я-САМ”. Неправильная (фальшивая) структура “Я-САМ” должна, как считал Винникотт, создать условия, которые позволят правильной (подлинной) структуре “Я-САМ” выжить и избежать уничтожения.

В более старшем возрасте к формированию неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ” приводят неблагоприятные условия окружающей ребенка обстановки. Например, это происходит, если ребенок чувствует, что его будут любить только при совершенно определенных условиях (например, если он будет соответствовать ожиданиям родителей, будет послушным и веселым и т. п.), то есть, если ребенок будет “следовать” требованиям родителей. При таких неблагоприятных условиях невозможно развитие потенциалов правильной (подлинной) структуры “Я-САМ”. В результате вместо правильной (подлинной) структуры “Я-САМ” формируется редуцированная неправильная, фальшивая структура “Я-САМ”.

Большое значение Винникотт придавал исследованию регрессии. Регрессивные тенденции проявляются при тяжелых, прежде всего психотических нарушениях, причина которых коренится в особенностях протекания самых ранних стадий примитивного эмоционального развития, когда младенцу особенно необходима мать и когда для младенца еще не упрочилось единство во времени и пространстве. Регрессия, по Винникотту, не идентична проявлениям инфантильного поведения. По своей сути регрессия противоположна прогрессии, развитию личности. Это защитное образование, отличающееся от других образований подобного рода тем, что регрессия предполагает надежду на возможность оттаивания замороженной ситуации, надежду на дальнейшее развитие и на исправление изначального отказа со стороны внешнего мира. Винникотт считал, что такой переживаемой как неудача ситуацией может быть также и травма рождения, которую необходимо пережить заново, чтобы можно было начать новое существование. Надежда включает также веру, что мир, который окружает человека сегодня, более приспособлен для жизни, чем прежний. Этим Винникотт объясняет тот факт, что психозы могут спонтанно самоисцеляться или иметь тенденции к самоисцелению в отличие от неврозов, которые лишь изредка могут проходить сами без помощи психотерапии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении.
Под барьерами общения подразумевают те многочис­ленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремле­ния, установки, характеры, манеры общения, разное само­чувствие. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположн ...

Общение с собой как способ преодоления «критических» ситуаций
Мы знаем, что на внешнее можно повлиять своим поведением, изменить его. По отношению же ко внутреннему мы вынуждены оставаться бессильными, так как не знаем с какой стороны подступиться, как на него воздействовать. Но это только представления сложившиеся о рефлексии. Для того чтобы показать, насколько глубоко внедрились эти ложные пред ...

Стили педагогического общения
Проблемы общения разрабатывались педагогами и психологами на протяжении длительного периода времени, поскольку процесс социализации человеческой личности невозможен без общения. Понятие общения является сложным и многогранным. Так, М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на с ...