Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Страница 6

Статьи по психологии » Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта

Винникотт различает две типичные формы выражения антисоциальных тенденций. Это воровство и деструктивность. Воровство имеет либидонозный характер и выражает поиски первичного объекта. Деструктивность же имеет, напротив, агрессивные черты и в нем выражается стремление к относительной стабильности окружающего мира.

С разработкой концепции возникновения психотических и антисоциальных тенденций непосредственно связаны исследования Винникотта правильной (подлинной) и неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ” (Self) ребенка. На самой ранней стадии развития правильная, подлинная структура “Я-САМ” младенца - это теоретически предполагаемая позиция, из которой исходят двигательная активность (превращающаяся позднее в агрессивность) и спонтанные жесты. Правильная, подлинная структура “Я-САМ” - это инфантильная омнипотенция, жизненная сила, которая своим собственным способом овладевает, добывает индивидуальную психическую реальность и индивидуальную схему тела. Только правильная, подлинная структура “Я-САМ” может проявлять творческую активность и ощущать свою реальность. Неправильная, фальшивая структура “Я-САМ”, напротив, вызывает чувства нереальности, недействительности. Правильная, подлинная структура “Я-САМ” исходит из жизненности, витальности телесных функций и в существенной мере активно и первично. Оно возникает, как только появляется хоть какая‑то психическая организация индивида. При неблагоприятных воздействиях со стороны окружающего мира правильная, подлинная структура “Я-САМ” сохраняет чувство омнипотенции и ощущение непрерывности.

Формирование правильной, подлинной структуры “Я-САМ” связано с ролью матери. Мать должна идти навстречу омнипотенции младенца и в определенной мере способствовать ее осуществлению. Лишь благодаря этому начинает функционировать правильная, подлинная структура “Я-САМ”, а ребенок начинает верить в существование внешней реальности.

Если матери не удается адекватно отвечать на самые ранние потребности ребенка, то не происходит катексиса (заполнения) внешнего объекта и младенец остается изолированным. Младенец как бы вынужден вести неправильное, фальшивое существование. Его как бы прельщают покориться, примириться. Это можно наблюдать уже на самых ранних стадиях развития. Реакцией на требования окружающего мира в этом случае становится образование уступчивой неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ”. Строится неправильная (фальшивая) система отношений, цель которой - скрыть и защитить правильную, подлинную структуру “Я-САМ”. Неправильная (фальшивая) структура “Я-САМ” должна, как считал Винникотт, создать условия, которые позволят правильной (подлинной) структуре “Я-САМ” выжить и избежать уничтожения.

В более старшем возрасте к формированию неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ” приводят неблагоприятные условия окружающей ребенка обстановки. Например, это происходит, если ребенок чувствует, что его будут любить только при совершенно определенных условиях (например, если он будет соответствовать ожиданиям родителей, будет послушным и веселым и т. п.), то есть, если ребенок будет “следовать” требованиям родителей. При таких неблагоприятных условиях невозможно развитие потенциалов правильной (подлинной) структуры “Я-САМ”. В результате вместо правильной (подлинной) структуры “Я-САМ” формируется редуцированная неправильная, фальшивая структура “Я-САМ”.

Большое значение Винникотт придавал исследованию регрессии. Регрессивные тенденции проявляются при тяжелых, прежде всего психотических нарушениях, причина которых коренится в особенностях протекания самых ранних стадий примитивного эмоционального развития, когда младенцу особенно необходима мать и когда для младенца еще не упрочилось единство во времени и пространстве. Регрессия, по Винникотту, не идентична проявлениям инфантильного поведения. По своей сути регрессия противоположна прогрессии, развитию личности. Это защитное образование, отличающееся от других образований подобного рода тем, что регрессия предполагает надежду на возможность оттаивания замороженной ситуации, надежду на дальнейшее развитие и на исправление изначального отказа со стороны внешнего мира. Винникотт считал, что такой переживаемой как неудача ситуацией может быть также и травма рождения, которую необходимо пережить заново, чтобы можно было начать новое существование. Надежда включает также веру, что мир, который окружает человека сегодня, более приспособлен для жизни, чем прежний. Этим Винникотт объясняет тот факт, что психозы могут спонтанно самоисцеляться или иметь тенденции к самоисцелению в отличие от неврозов, которые лишь изредка могут проходить сами без помощи психотерапии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Психологические особенности застенчивых людей
Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada - tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс, приводящий к изменения ...

Теоретические подходы к вандализму. Эстетическая теория
В. Оллен и Д. Гринбергер рассматривают вандализм с позиций теории возбуждения, а также экспериментальной эстетики. Эстетическая теория изучает внутренние психологические процессы, присущие самому акту разрушения. Вандализм трактуется как процесс, доставляющий удовольствие. Авторы опираются на тезис, что гедонистическая ценность стимула ...

Развитие интеллекта
Исследования Л. Шоемфельдта и В.Оуэнса (1966), проводимые посредством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, показали что вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интелле ...