Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Страница 4

Статьи по психологии » Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта

Достаточно хорошая мать все же не испытывает в связи с подобными нападками одни только положительные чувства. В отличие от З.Фрейда, считавшего, что мать испытывает по отношению к младенцу только чувство любви, Винникотт отмечал, что мать с самого начала также и ненавидит своего ребенка. Однако она способна не воплощать свою ненависть в действии. Мать может позволять ребенку плохо с собой обращаться и ненавидеть его за это, но не отвечать ему тем же. При этом она может ждать награды, которая, возможно, придет позднее, а, возможно, и не придет вовсе.

Другой пример двойственной, амбивалентной позиции матери - это отношение к выделениям младенца. Мать может испытывать к ним брезгливое, т. е. агрессивное отношение, и в то же время с нежностью подмывать ребенка и стирать его испачканные пеленки.

Винникотт считал, что ребенок с первых дней жизни может проявлять агрессивность, которую он называл также оральным садизмом или примитивным импульсом любви (примитивным любовным побуждением), являющимся примитивной разновидности объектного отношения, при которой любовь ведет к разрушению. Для Винникотта агрессия - это прежде всего доказательство жизни.

Изучая самые ранние эмоциональные проявления, Винникотт описывает такую агрессию, которая предшествует любой интеграции Я. Она является частью примитивного выражения любви и в то же время первичной двигательной активностью, спонтанностью и импульсивностью. Истоки деструктивного элемента коренятся в примитивных импульсах любви (любовных побуждениях Оно), хотя у младенца и нет цели что‑то разрушить. Инстинктивная цель импульса Оно - это уничтожение, хотя она имеет лишь временный и преходящий характер. Это связано с тем, что первой стадии развития младенца свойственны безучастность и отсутствие жалости и сострадания. Младенец еще не может оценить тот факт, что то, что он разрушает в возбужденном состоянии, есть то же самое, что так ценно для него во время фазы покоя между возбуждениями. Одним из элементов “возбужденной любви” ребенка являются воображаемые нападки на мать. При этом агрессия - это не вторичная реакция на фрустрацию, а является первичной, имеет свои собственные истоки. С другой стороны, уже в примитивных импульсах (побуждениях) любви можно всегда обнаружить реактивную агрессию, как ответ на фрустрации.

Двигательная активность младенца - это, по Винникотту, самая ранняя форма выражения агрессивности. Ее можно сравнить с витальностью тканей организма, живостью спонтанных движений, с тенденцией к росту и личностному развитию и, вообще, в целом с жизненной силой. Еще до первого кормления, когда организация Я еще совершенно незрелая, у ребенка есть уже богатый опыт переживания двигательной активности во внутриутробном состоянии. Любая двигательная активность направлена вовне и наталкивается на определенные препятствия. Тем самым двигательная активность превращается в агрессию. В то же время агрессивная составляющая способствует первому постижению “мира-не-Я” и началу выделения, конституирования того, что позднее станет Я. Это становление не происходит за один раз благодаря однократному запечатлению. Я и не-Я должны постоянно вновь и вновь заново открываться и переоткрываться. Винникотт отмечал, что именно агрессивные элементы психики позволяют осознать ребенку себя как индивида и начать индивидуальное существование.

Чувство реальности, по Винникотту, коренится, таким образом, в агрессии и в том, что в результате относительно приемлемой фрустрации со стороны “достаточно хорошей матери” удовлетворение происходит не сразу, позволяя разделить мир фантазии и реальности. Эротические переживания со слабым участием двигательного элемента, напротив, мало способствуют развитию чувства реальности. Однако агрессивное побуждение только тогда приносит удовлетворительный результат, если оно наталкивается на сопротивление. В этом случае оно более реально, чем эротическое переживание, так как ему присуще ощущение реальности. По этой причине младенцу необходим также внешний объект, на который будет наталкиваться его двигательная активность и агрессия, а не только удовлетворение его потребности.

Агрессия зависит от количества сопротивлений, с которыми сталкивается первичная двигательная активность младенца. Винникотт считал, что сопротивление преобразует витальность, силу жизни в потенциал агрессии. Однако слишком большое количество сопротивлений приводит к осложнениям, делающим невозможным существование индивида. В этом случае уже не остается места для индивидуальных переживаний и первичных агрессивных побуждений. Ребенку кажется, что весь мир состоит только из помех и нападок, а его двигательная активность и возможности агрессивных проявлений исходят не из его личной импульсивности, его тенденции к росту и индивидуальному развитию, не из его витальности, а являются лишь ответом, реакцией на помехи и преследования, связанные с переживанием им реальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Характеристика психолог, особ-тей Р-я подростков и юношей
Выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени произошло во 2-ой половине 19 века в промышленно Т-тых странах. Подр. Воз-т -11-15л., вед. Д-ть-интимно-Л-ное общение; юношеский-16--17-18л.(10-11кл.),вед.Д-ть- проф. самоопределение (осознанное учение, формирование ценностей, идеалов, мировоззрения). Хар-зуя особ-ти подр-го ...

«Развитие» индивидуальной жизни
“Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Грец ...

Динамика мотивации учения в аспирантуре УГЛТУ в 2004/5 гг
Для определения роли различных мотивов к учёбе не малую роль играет динамика этих мотивов. Приводятся данные мотивации учения в аспирантуре УГЛТУ в 2004 году [10, с. 33] (рис. 4). Рис. 4. Структура мотивации учения в аспирантуре УГЛТУ При соотнесении мотивации учения в 2004 году с данными 2005 года из таблиц 8.2 и 15.2, следует отме ...