Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Страница 7

Статьи по психологии » Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта

Винникотт связывает появление регрессии с формированием неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ”, которая рассматривается как высокоорганизованная защита Я. При помощи замораживания правильной (подлинной) структуры “Я-САМ” неправильная (фальшивая) структура “Я-САМ” защищает его от неблагоприятной ситуации, от специфического отказа окружающего мира, от чувства, что все вокруг напрасно, бесполезно и недействительно. Неправильная (фальшивая) структура “Я-САМ” сохраняет у ребенка надежду, что неблагоприятная ситуация, приведшая к замораживанию в состоянии регрессии, вновь оттает и в результате активной материнской заботы будет вновь обретен адекватный окружающий мир.

Мелани Кляйн описала для раннего психического развития младенца параноидально-шизоидную

и депрессивнуюпозицию.

Термин “параноидально-шизоидный”Винникотт почти не использует, предпочитая говорить о “стадии безжалостности, беспощадности, отсутствия сострадания”. Для “параноидально-шизоидной” позиции (или “стадии отсутствия сострадания”) свойственны страх преследования или страх возмездия, а также расщепление, раздвоение объекта (отсюда и название позиции: “параноидально-шизоидная”). Однако при достаточно хорошей материнской заботе патогенное влияние этой позиции становится незначительным, в то время как при фрустрациях от воздействий, идущих со стороны внешнего мира, возникают чудовищные страхи и внутренний хаос.

Депрессивной

позиции Винникотт придавал исключительно важную роль в нормальном развитии ребенка, и считал эту концепцию важнейшим и наиболее кардинальным вкладом М.Кляйн в теорию психоанализа.

Термин “депрессивная позиция” для нормальной стадии развития может легко ввести в заблуждение. Поэтому Винникотт использовал также определение “стадия тревоги и волнения”. Для нее характерны двухстороннее отношение матери и ребенка, отнятия (отвыкания) ребенка от груди и игра в “кидание предметов”.

Фаза отнятия (отвыкания) от груди начинается в разных культурах в разное время. Определяющим здесь, по Винникотту, является способность ребенка играть в игру “давать предмету возможность упасть”. Ребенок превращает в игру кидание предметов, в чем проявляется его растущая способность справляться с потерей. Это также указание, что можно постепенно приступать к отнятию (отвыканию) от груди. Обычно эта игра закономерно начинается где-то между пятым и шестым месяцем жизни

и продолжается вплоть до возраста от года до полутора лет

. До этого младенец, как считал Винникотт, беспощаден, у него нет сострадания, ему незнакома тревога за другого в связи с последствиями его первых импульсов любви. Однако, при достижении депрессивной позиции происходит обращение от отсутствия милосердия и сострадания к тревоге и волнению за другого человека.

В первое время после рождения младенец еще не может понять тот факт, что мать, которую он во время фаз покоя столь высоко ценит, это тот же самый объект, на который он во время фаз возбуждения столь же беспощадно и безжалостно нападает. Для ребенка как бы существуют две матери - “хорошая” и “плохая”. Кроме того мать имеет для ребенка как бы два аспекта: “мать-объект” и “мать-окружающий мир”.

“Мать-объект” способна удовлетворить насущные потребности младенца, а также быть мишенью его возбужденных и безжалостных нападок. Она должна быть способна вынести и пережить оральный садизм младенца.

“Мать-окружающий мир”, напротив, активно ухаживает за младенцем, от нее исходит нежность и спокойное отношение. Она должна предоставить возможность исправления, искупления, возмещения, когда в представлении ребенка должно произойти слияние “матери-объекта” и “матери-окружающего мира” и он должен пережить тревогу и волнение за мать.

На стадии тревоги и волнения делается важный шаг к признанию матери как целостного объекта. Младенец занимает нормальную депрессивную позицию, центральным конфликтом которой становятся сомнение в исходе борьбы между силами “добра” и “зла” внутри и за пределами личности, а также взаимодействие между силами и объектами в структуре “Я-САМ” ребенка, воспринимаемыми им то как несущие “зло”, то как “добро”.

Винникотт отмечает, что во время нападок инстинктивной любви младенца на тело матери у ребенка может сложиться впечатление, что там, где прежде было изобилие, он проделал дыру, отверстие. В отношении своего собственного внутреннего состояния у него появляется тогда чувство, что в нем преобладают ненависть и преследующие элементы. Достаточно хорошая мать все же выдерживает эту ситуацию, остается в результате целой и невредимой в глазах ребенка. Она способна и впредь принимать все то “хорошее” и “плохое”, что предлагает ей ребенок. Если мать понимает и принимает жесты давания ребенка (когда он ей что-то дает), то в отношении проделанной в теле матери дыры у ребенка складывается впечатление, что он добился исправления и восстановления. Винникотт считает, что наглядный пример этому мы наблюдаем, когда младенец во время кормления на груди у матери одновременно вкладывает ей в рот свой палец, чтобы компенсировать, исправить “дыру”, образующуюся в теле матери из-за того, что он забирает оттуда молоко.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Личностные особенности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении. Мотивы обучения в вузе студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении
Для исследования мотивов обучения была использована методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана и В. Я. Якунина. Исследуемые оценивали значимость для себя 15-ти мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива). Мотивы, предл ...

Общая характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности
Анализ кризисного возраста, связанного с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, предпринимается нами с точки зрения классической концепции Л.С. Выготского, где ключевыми характеристиками категории «психологического возраста» являются социальная ситуация развития и центральное возрастное новообразование. А также, разрабо ...

Изменение жизненных установок
Личность формируется не только из представлений о себе. Этот процесс обуславливается и общими жизненными ожиданиями и установками. Те, кто рассматривает жизнь как борьбу, в любой ситуации прежде всего видят подстерегающие их опасности. Те, кто подходит к жизни как к возможности найти удовлетворение, ищут в различных областях деятельност ...