Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Страница 2

Статьи по психологии » Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта

Таблица 1:Фазы раннего развития ребенка по Зигмунду Фрейду и Дональду В. Винникотту

[1]

В период после рождения, согласно Винникотту, из-за зависимости младенца от окружающего мира, в особенности и, прежде всего, от матери, невозможно изучать новорожденного изолированно от матери. Винникот вводит в этой связи очень важное понятие - “достаточно хорошая (good enough) мать”. “Достаточно хорошая мать” находится в первые недели после рождения ребенка в весьма специфическом состоянии, которое Винникотт называл первичным чувством материнства (Primary Maternal Preoccupation). Оно медленно развивается во время беременности и продолжается еще несколько недель после рождения. Это состояние повышенной чувствительности, почти болезненного характера, что можно сравнить с шизоидным состоянием[2]. Благодаря первичному чувству материнства мать может создать для ребенка условия, в которых могут раскрыться его собственные тенденции развития и его первые побуждения индивидуальной эмоциональной жизни.

Важно отметить, что “достаточно хорошая мать” должна не только удовлетворять потребности ребенка, давать ему любовь и заботу, но и предоставлять младенцу возможность необходимых фрустраций как предпосылок нормального последующего развития. Только сталкиваясь с фрустрациями, младенец ощущает реальность окружающего мира. В то же время, фрустрации не должны быть слишком сильные, чтобы не вызвать защитый аутистический уход от реальности в мир иллюзорных переживаний.

Мать создает не только физическое тело ребенка, вынашивая его в себе, но и делает возможным становление структуры “Я-САМ” (Self) своего младенца. Происходит процесс персонализации. Это становится возможным благодаря материнской заботе - функции держания (holding), как ее называл Винникотт. Процесс персонализации Винникотт описывает как развитие от абсолютной (экстремальной) зависимости (от 0 до 6 месяцев

) к относительной зависимости (от 6 до 13 месяцев

) и далее постепенное приближение к большей независимости (см. табл. 1

).

Вначале ребенок полностью зависит от матери и ее ухода за ним. Но уже и в этот период Винникотт отмечает такую парадоксальную ситуацию, когда ребенок ощущает себя одновременно и зависимым, и независимым. Первое движение в сторону независимости связано с появлением у ребенка омнипотентных желаний (желаний всесилия, всемогущества).

Важное понятие психоанализа “Я-САМ” (Self), следует отличать от другого не менее важного понятия “Я” (Ego). Винникотт определяет Я как психическую инстанцию, существующую наравне с зависимостью от матери и ее способности отвечать потребностям ребенка уже с самого начала жизни. Вначале мать создает благодаря своему почти полному соответствию потребностям ребенка возможность переживать иллюзию, что мать и ее грудь - это часть ребенка. Мать как бы находится под магическим контролем ребенка. Если достаточно хорошая мать в состоянии соответствовать потребностям ребенка, то она берет на себя поддерживающую функцию Я. Тем самым она дает затем младенцу возможность, во‑первых, вытеснять страхи, а, во‑вторых, пережить свою омнипотенцию, которая проявляется в магическом контроле, управлении, регулировании ребенка. Винникотт считает, что этот механизм включает в себя также и творческий, креативный аспект управления и регулирования.

Если этот опыт положительно закрепляется, то младенец может завязать отношения с так называемыми субъективными объектами. В результате столкновения с принципом реальности от промежуточной стадии отношений с субъективными объектами происходит переход к первому установлению отношений с объективно воспринимаемыми объектами. Парадокс происходящего заключается в том, что младенец не находит для себя объект, на который направлены его переживания, а создает его. С другой стороны, такой объект должен быть сначала найден. Иными словами, объект уже должен быть в распоряжении у ребенка, чтобы он мог его создать и заполнить энергией либидо (катексировать). Хороший объект ничего не даст младенцу, если он сам

его не создал[3].

В начале объект полностью определяется для младенца переживанием омнипотенции. Лишь омнипотентный контроль делает возможным постепенное приближение к реальности, ведя к объективно воспринимаемому объекту. Однако, если омнипотенция не будет сопровождаться необходимым уровнем фрустраций, то внешний мир будет восприниматься как галлюцинация. Именно фрустрация позволяет пережить реальное существование окружающего мира и тем самым объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Категория сознания в психологической науке
В психологии, сознание - один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью. Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.[13] Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики: - процесс непосредственного отражения объективной действительно ...

Описание и представление результатов исследования
Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Диаграммы используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по фа ...

Приемы развития самооценки младших школьников
Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми. С детьми, имеющими заниженную самооценку может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышени ...