Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Страница 8

Статьи по психологии » Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта

Винникотт все время подчеркивал, что родители должны понимать свою роль в воспитании и уходе за младенцем не только в том, что они могут что‑то дать ребенку, но и в том, что они должны быть способны что‑то от него получать.

На основе жестов давания младенец может соединить спокойное и возбужденное представление о матери как о “матери-объекет” и “матери-окружающем мире”, так как он теперь может сам выдержать сосуществование любви и ненависти по отношению к теперь уже целому объекту. Лишь благодаря способности исправления становится возможным переносить личное чувство вины, испытывать тревогу и озабоченность за объект, а также чувствовать ответственность. Надежное присутствие матери и все более увеличивающаяся вера в свои силы в плане возможности исправления и восстановления позволяют ребенку становиться все более смелым при переживании инстинктов Оно. Инстинктивные переживания становятся более интенсивными. Происходит открытие богатого внутреннего мира.

Таким образом, чувство вины - это допущение и принятие всей целостной фантазии орального инстинктивного импульса, которая до этого ничем не сдерживалась и тем самым была формой страха, связанной с амбивалентностью и сосуществованием любви и ненависти. Истоки способности к переживанию чувства вины появляются, когда младенец начинает понимать, что мать после его нападок остается жива и принимает его направленные на исправление жесты. Однако в достаточно хорошей окружающей обстановке нет необходимости переживать чувства вины. Они сохраняются только как дремлющий потенциал. Чувства вины переживаются только, если появляется подавленное состояние, уныние, если нет возможности добиться исправления.

Именно со способностью пережить тревогу и волнение за мать связано начало отношения ребенка к объективно воспринимаемым “объектам‑не‑Я”, к другим людям. Тем самым становится возможным различать между внутренним и внешним, между фантазией и реальностью, происходит становление восприятия схемы тела.

В случае, если ребенок не достигает нормальной депрессивной позиции или не может ее в достаточной мере упрочить, т. е. если он застревает на стадии депрессивного страха и неспособности сопереживать и исправлять, то может сформироваться механизм защиты маниакального характера по типу реактивного образования. Маниакальная защита может проявляться в отрицании страха потери и утраты, в бегстве в омнипотентные фантазии, а также в пренебрежительном обесценивании и умалении значения матери. Если мать сама депрессивна и ребенок идентифицируется с ней в том отношении, что он все время должен делать для матери что-то хорошее, то в результате формируется искаженная установка исправления. К исправлению побуждает в этом случае не вина ребенка, а вина матери.

Важное место в научном наследии Винникотта занимает концепция переходного объекта и переходного феномена. Изучая раннее детское развитие от стадии полной зависимости к постепенно растущей способности ребенка постигать и принимать реальность, развитие от субъективности и омнипотентного контроля к объективности и полноценному объектному отношению, Винникотт описал состояние, которое занимает промежуточное положение между этими полюсами. Винникотт называет это состояние интермедиарным (промежуточным), а позднее и потенциальным пространством, которое становится для ребенка нейтральным, позволяющим ему освободиться от постоянного давления необходимости все время сопоставлять внутреннюю и внешнюю реальность. Винникотт считал, что эта интермедиарная (промежуточная) область познания образуется из основополагающего феномена иллюзорных переживаний и иллюзий у ребенка. В последующем развитии интермедиарная (промежуточная) область познания продолжается в феномене игры, в креативности (творческих способностях), в философии и религии.

Эту область Винникотт описывает уже в самом раннем детстве прежде всего в форме переходного объекта и переходных феноменов. Они помогают приблизить объективный опыт общения с реальностью и приступить к построению отношений между ребенком и окружающим его миром.

К переходным феноменам Винникотт относит уже лепет младенца, а также “напевание себе во сне”. Переходными объектами могут быть собственный большой палец, краешек одеяла, подушка и т. п. Они представляют собой первое собственное владение младенца во внешнем мире, первый “объект‑не‑Я”.

Переходные объекты характеризуют особые признаки. Ребенок пользуется переходным объектом как чем-то, что принадлежит только ему, и претендует на него. Переходный объект страстно любим и в то же время с ним жестоко обращаются. Таким образом, переходный объект должен быть одинаково способен “пережить” как любовь, так и ненависть, временами даже чистую агрессию. При этом он сам не должен изменяться. Переходный объект должен передавать чувство эмоциональной теплоты. С ним часто обращаются так, как будто бы он живой и обладает собственной реальностью. Его потеря вызывает тревожное возбуждение и печаль.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Методика «Количественные отношения»
Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в ...

Виды самооценки
Выделяют различные виды самооценки. Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, а неадекватная в свою очередь делится на завышенную и заниженную. [33] Устойчивость самооценки зависит от успеха или неудачи в деятельности и от окружающих людей. Устойчивость самооценки не меняется у человека в зависимости о ...

Роль художественного творчества и воображения
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Спе ...