Основные черты типичного характера
Страница 1

Статьи по психологии » Характер как психологический феномен » Основные черты типичного характера

«Человек – носитель характера. Черты его характера отражаются в деятельности, отношениях, способах действия в широком их понимании – в семье, трудовом коллективе, в управлении производством, государством.

Типичное и индивидуальное в характере существуют в единстве. Типичное создает фон для индивидуальных проявлений черт характера, а проявление несвойственных человеку черт характера вызывает возражение, осуждение.

Особенности типичного характера проявляются и при положительном или негативном отношении к работе, к другим людям, к самому себе, к предметам и явлениям действительности.

Отношение к работе является одной из существенных черт характера человека. Она проявляется в уважении к работе, трудолюбии или же в пренебрежении к работе и сотрудникам. Важные черты в отношении к работе – аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность.

Отношение к другим людям возникает в контактах между людьми и обусловливается условиями жизни, созданными исторически и раскрытыми в коллективе. Чертам характера, в которых проявляется отношение к другим людям, свойственны значительная вариантность содержания и форм их проявления, зависимость от уровня культурного развития народа и духовного богатства человека.

Отношение к другим людям носит оценочный характер, причем интеллектуальная оценка зависит от эмоционального отношения к проявлениям характера. Оценочное отношение к людям выражается в разном проявлении граней характера. Одобрение и осуждение, поддержка и возражения могут быть высказаны в вежливой, тактичной, доброжелательной форме или же формально, в форме лести, а то и грубо, по-хамски, иронично, саркастически, оскорбительно.

Отношение к другим проявляется в зависимости от обстоятельств и характера оценки поступков как в положительных, так и в негативных чертах характера. К положительным чертам характера, свойственным культурному человеку, относится справедливость, обязательность, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. В основе их лежат гуманистические моральные качества людей, идейные убеждения, прогрессивные стремления.

К негативным чертам характера относятся отчуждение, замкнутость, завистливость, скупость, пренебрежение к другим, хвастливость, гордыня, склонность к беспочвенным насмешкам и издевательствам, склонность к пустым спорам, мелочность. Негативные черты характера очень вредят созданию благоприятной атмосфере общения, стремлению людей к совместной борьбе с несправедливостью.

Так или иначе, относясь к поступкам и поведению других, человек формирует собственные черты характера по аналогии или по контрасту.

Отношение к самому себе – позитивное или негативное – зависит от уровня развития самосознания, возможности оценивать себя.

Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать себя, свои силы коллективу, государству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания человека.

Вместе с тем, некоторым людям в отношении к себе свойственны негативные черты – нескромность, хвастливость, карьеризм, гордыня, самонадеянность, беспринципное подчинение, беспочвенное пренебрежение или обесценивание себя.

Среди черт характера особенно заметны те, которые определяют отношение к вещам, к природе. Экономность, рачительность, аккуратность, бережливость, заботливое отношение к природе поднимают достоинство человека.

Типичные черты характера имеют различную интенсивность. У некоторых людей отдельные черты характера проявляются настолько ярко, что это делает их оригинальными. Заостренность таких черт характера проявляется спонтанно, как только человек оказывается в адекватных им условиях жизни или деятельности. Такие условия провоцируют проявление ярко выраженной реакции человека. Крайнюю интенсивность определенных черт характера человека называют акцентуацией.

Хотя акцентуация особенностей характера человека своей заостренностью и своеобразием проявления выходит за пределы обычного, ее нельзя относить к патологическим проявлениям. Однако сложные условия, вызывающие акцентуацию черт характера, частота их проявления может обусловить невротические, исторические и другие патологические реакции.

Страницы: 1 2


Общая характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности
Анализ кризисного возраста, связанного с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, предпринимается нами с точки зрения классической концепции Л.С. Выготского, где ключевыми характеристиками категории «психологического возраста» являются социальная ситуация развития и центральное возрастное новообразование. А также, разрабо ...

Стили конфликтного поведения
Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по при­чинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свои способы налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях. Но при всей несхожести с ...

Основные подходы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии периода раннего материнства. Помощь беременной.
Далее перейдём к описанию психогигиенических требований и психопрофилактических мер, способствующих наиболее гладкому прохождению каждого из этапов раннего материнства. Приведённые здесь принципы работы важно соблюдать медицинскому персоналу в сфере акушерства и гинекологии, применительно как к первородящим женщинам, так и рожающим повт ...