Основные группы психологического самопонимания
Страница 1

Статьи по психологии » Психосоциальная работа с группой » Основные группы психологического самопонимания

Лабораторные методы и Т-группы. Лабораторный метод может рассматриваться как процесс самоизучения клиентом своих индивидуальных особенностей, где осуществляется «расширение сознания» в целях более эффективного социального функционирования. Клиенты рассматривают проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Рабочий метод базируется на концепции межгруппового взаимодействия и концепции полномочий. Цель лаборатории — тренинг навыков организационного поведения и развития сенситивного опыта.

Тренинг сенситивности может рассматриваться только как часть лабораторного метода, так как он непосредственно связан с вопросами персонала и лишь отчасти — с процессами группы.

Т-группа, или «тренинг-группа», рассматривается как отдельная группа развития сенситивности. Она состоит из десяти-пятнадцати членов, роль тренера состоит в том, чтобы помогать расширять опыт межгрупповых взаимодействий. Неструктурированные ситуации, которые проявляются в результате межгруппового взаимодействия, служат материалом для изучения. Методы тренера могут включать ролевые игры, работу с групповыми фантазиями, конфронтации и обратную связь.

Джесард Эгон, выделив главные переменные сенситивного тренинга, предложил новую модель «контракт-интерперсональной группы». Данная группа отличается от традиционной Т-группы, так как она имеет структуру, цели, лидера, который на основе контракта моделирует поведение группы. Лидер — член группы, он является примером для остальных в ситуации самораскрытия, самоанализа.

Лорэйн Гибб развил эту форму групповой работы. Согласно его концепции, лидером становится тот, кто может войти в группу «свободным от роли» способом. Лидер стремится отвечать спонтанно, бессознательно, однако его ответы должны быть полезны группе, отражать уровень их притязаний и потребностей.

S-группы. S-группы, или группы обучения, состоят из восьми — пятнадцати человек, работу организует консультант, в задачи которого входит анализ группового поведения. Задача лидера — отрефлексировать неконструктивное поведение клиента и подсказать ему адекватные модели поведения. В процессе развития метода были предложены и другие модели, корректирующие отношения членов группы.

Групповой процесс используется для того, чтобы в процессе группового взаимодействия помочь клиентам понять специфику своих отношений и поведения, которые в реальности выступают в качестве дисфункции. Лидер или консультант рефлексирует осознанные или неосознанные поведенческие проявления клиентов, а затем корректирует их в процессе группового взаимодействия.

В работе используют элементы психодрамы, ролевых игр, чтобы расширить стратегии понимания конфликтов. В отличие от групп терапии, данные группы существуют непродолжительное время, они позволяют участникам справиться с такими проявлениями, как чувство неуверенности, гнев, агрессия, беспокойство и т.д., которые проявляются в межгрупповом взаимодействии.

Группы встреч. Группы встреч сосредоточиваются на индивидуальном развитии, терапевтические проблемы в них менее актуальны. Группа состоит из шести-двенадцати человек, работа строится на столкновении, конфронтации различных мнений. Техники работы — самораскрытие, спонтанность, обратная связь, используются сенсорные методы. Основная цель — обеспечение непосредственного контакта, без фильтрации информации и ее искажения. В работе подчеркивается познавательная и эмоциональная причастность к ситуации, которая разворачивается в группе. Правила групповой работы не накладывают ограничений на форму дискуссий, они свободны, не разрешено лишь причинение физического вреда членам группы. Тактика лидера — конфронтация к тем, кто не принимает активного участия в обсуждении предложенной темы.

Марафон. Цель группы марафонов — личностное изменение клиентов. Такие группы предпочли радикальный отход от традиционных групповых методов. Группа работает непрерывно в течение 24 часов и более, роль лидеров направлена на развитие творческого потенциала группы и снятие напряжения.

Психологическая близость, которая раскрывается благодаря интенсивному общению, дает возможность раскрыться клиентам, влияет на интенсивный личностный рост. Существуют групповые правила, среди которых можно выделить: конфиденциальность, взаимодействие на основе принципа «здесь и теперь», сохранение единого пространства общения и т.д. Исследования показали, что фактор усталости может позитивно влиять на групповое взаимодействие, активизацию поставленных целей.

Таким образом, социальная работа с группой имеет широкий спектр форм и моделей. Основные задачи групповой работы применительно к практике социальной помощи можно свести к следующему: помощь клиенту во взаимодействиях с другими людьми, решение проблем с общением и взаимодействием, социальное развитие и изменение окружающей социальной среды.

Страницы: 1 2


Обработка эмпирических данных математическими методами. Обработка эмпирических данных для группы А
В группе А были получены следующие результаты: (5+5+7+6); (5+5+6+6); (5+5+7+8); (4+4+6+6); (4+5+7+7); (5+4+8+7); (5+5+8+8); (5+3+6+5); (4+3+6+7); (4+5+7+7); (5+5+8+5); (4+4+6+6); (5+4+8+7); (4+4+7+6); (3+5+5+5). Посчитаем общий балл: 23+22+25+20+23+24+26+19+20+23+23+20+24+21+18=331 Балл, полученный испытуемыми в испытаниях, примем ...

Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эм ...

Развитие восприятия
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С ...