История и современное состояние психологии мотивацион. процессовСтраница 1
Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных времен.
1. Большинство научных подходов располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом.
Рационализм - человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека.
Иррационализм как учение рассматривало поведение животных. В отличие от человека оно несвободно, неразумно, управляется несознательными силами, имеющими свой источник в органических потребностях. Собственно психологические теории мотивации (XVII-XVIII в.в.):
Теория принятия решений - объясняла на рационалистической основе поведения человека, она связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека в экономике.
Теория автомата - объясняла на иррациональной основе поведения животного. Развитие и возникновение этой теории было вызвано успехами механики. Центральный момент данной теории - учение о рефлексе - рефлекс рассматривался как механический, или автоматический, врожденный ответ животного организма на внешнее воздействие. Существование этих 2 теорий продолжалось до конца 19в.
2. Во второй половине 19 в. - эволюционная теория Ч.Дарвина - возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Под влиянием этой теории началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных и инстинктов у человека.
В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше понятие «потребность» использовалось для объяснения поведения животных, то сейчас данное понятие стали использовать для объяснения поведения человека. Стали выделять не только биологические, но и социальные потребности.
В отличие от предыдущего этапа, в котором противопоставлялись поведение животного и человека,- на этом этапе эти отличия старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.
Одним их первых проявлений такой крайней, по существу - биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и Вильяма Макдугалла. (конец 19 начало 20 в.в.). Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы поведения к врожденным инстинктам.
З.Фрейд: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения.
3. 20-е г.г. 20в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей, т.е. у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Органические потребности вызывают состояние возбуждения или напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции принципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, но инстинкты являются врожденными, а потребности могут приобретаться и меняться в течении жизни.
Исследование уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в
семьях алкоголиков. Организация и методы исследования
локуса контроля
Целью исследования является определение уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков,
и в обычных семьях.
Для достижения поставленной цели мы определили задачи:
1. Используя методику исследования уровня субъективного контроля, разработанную в НИИ им, В.М. Бехтерева на основании шкалы локус контроля Дж. ...
Рекомендации
Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще до рождения ребенка.
Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, стараться избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна не забывать о том, что музыка, пение, п ...
Предупреждение и преодоление отрицательных
психических состояний в экстремальных условиях. Психологическое сопровождение военнослужащих
Психологическое сопровождение - это комплекс непрерывных мероприятий по поддержанию высокой служебной активности военнослужащих, их устойчивости к стрессам и психологическому воздействию, предотвращению отрицательных психологических состояний.
Целью психологического сопровождения является сохранение достигнутого в процессе психологичес ...

