История и современное состояние психологии мотивацион. процессов
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » История и современное состояние психологии мотивацион. процессов

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных времен.

1. Большинство научных подходов располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом.

Рационализм - человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека. esbe клапан 3 х ходовой 3f150

Иррационализм как учение рассматривало поведение животных. В отличие от человека оно несвободно, неразумно, управляется несознательными силами, имеющими свой источник в органических потребностях. Собственно психологические теории мотивации (XVII-XVIII в.в.):

Теория принятия решений - объясняла на рационалистической основе поведения человека, она связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека в экономике.

Теория автомата - объясняла на иррациональной основе поведения животного. Развитие и возникновение этой теории было вызвано успехами механики. Центральный момент данной теории - учение о рефлексе - рефлекс рассматривался как механический, или автоматический, врожденный ответ животного организма на внешнее воздействие. Существование этих 2 теорий продолжалось до конца 19в.

2. Во второй половине 19 в. - эволюционная теория Ч.Дарвина - возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Под влиянием этой теории началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных и инстинктов у человека.

В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше понятие «потребность» использовалось для объяснения поведения животных, то сейчас данное понятие стали использовать для объяснения поведения человека. Стали выделять не только биологические, но и социальные потребности.

В отличие от предыдущего этапа, в котором противопоставлялись поведение животного и человека,- на этом этапе эти отличия старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.

Одним их первых проявлений такой крайней, по существу - биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и Вильяма Макдугалла. (конец 19 начало 20 в.в.). Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы поведения к врожденным инстинктам.

З.Фрейд: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения.

3. 20-е г.г. 20в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей, т.е. у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Органические потребности вызывают состояние возбуждения или напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции принципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, но инстинкты являются врожденными, а потребности могут приобретаться и меняться в течении жизни.

Страницы: 1 2


Анализ и интерпретация результатов
Для сопоставления распределения ответов анкеты "Насколько Вы застенчивы?" у мужчин и женщин использовался критерии согласия распределений - критерий Пирсона, который применяется для расчета однородности двух и более независимых экспериментальных выборок. Выдвигались гипотезы: : отсутствие различий между распределениями в отв ...

Развитие речи
Дети старшего дошкольного возраста располагают значительными резервами развития, но прежде, чем использовать эти резервы развития необходимо давать качественную характеристику психических процессов данного возраста. К концу дошкольного возраста при определённых условиях воспитания и обучения ребёнок начинает не только пользоваться речь ...

Исследование концентрации внимания
Цель исследования: определить уровень концентрации внимания. Материал и оборудование : бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер. Процедура исследования Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками ...