История и современное состояние психологии мотивацион. процессов
Страница 2

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » История и современное состояние психологии мотивацион. процессов

4. Начало XX в.Поведенческая теория мотивации (Дж.Уотсон, Э.Толмен, КларкХалл, Беррес Фредерик Скиннер) - поведение объяснялось в рамках исходной схемы бихевиоризма: S - R.

Теория В.Н.Д. - (И.П.Павлов, Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин) Бернштейн - автор теории психофизиологической регуляции движений; Анохин -предложил модель функциональной системы, на современном этапе описывающую и объяснающую динамику поведенческого акта.

Теория органических потребностей животных - она развивалась под влиянием иррационалистических традиций в понимании поведения животных. Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 30-х г.г. 20 в. Теория мотивации (К. Левина)

Мотивационная концепция Мюррея. наряду с выделенным Макдугаллом перечнем первичных потребностей, Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей: достижения, успеха, аффиляции, агрессии, независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегание вредных воздействий, избегание неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания – приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. Концепция мотивации А. Маслоу:

Маслоу предложил иерархическую классификацию человеческих потребностей:

У человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление 7 классов потребностей: физиологические (органические); потребности в безопасности; потребности в принадлежности и любви; потребности уважения (почитания); познавательные потребности; эстетические потребности; потребности в самоактуации.

5. 2-ая половина 20 в. - ряд мотивационных концепций: Макклелланда, Аткинсона, Хекхаузена, Келли, Роттера.

Они имеют ряд общих положений: 1)В большинстве данных теорий отрицается возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение человека, так и животных. 2)Стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом. 3)Человек изначально активен, а источники его активности следует искать в нем самом. 4)Признание на ряду с ролью бессознательного существенную роль сознания человека в формировании его поведения. Сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения. 5)Для большинства теорий данной группы свойственно стремление ввести в научный оборот специфические поняти-я, отражающие особенности человеческой мотивации, «социальные потребности, мотивы» (Макклелланд, Аткинсон, Хекхаузен), «жизненные цели» (Роджерс, Мейо), «Когнитивные факторы» (Роттер, Келли). б)Для исследования мотивации человека, неприемлемы методы исследования причин поведения у животных.

6. 60-е г.г. 20в - Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (Леонтьев).

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфоза - взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющиеся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Т.о., данная концепция объясняет динамику и происхождение мотивационной сферы человека.

Страницы: 1 2 


Задание №1
Психолог предположил, что в результате научения время решения эквивалентных задач "игры в 5" (т.е. имеющих один и тот же алгоритм решения) будет значимо уменьшаться. Для проверки гипотезы у восьми испытуемых сравнивалось время решения (в минутах) первой и третьей задач. Установите, верно ли предположение исследователя? № и ...

Работа по коррекции нарушения чтения с использованием компьютерных технологий
При проведении логопедической работы по коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста использовались компьютерные программы «Учимся читать» и « Баба Яга учится читать». Программы построены на основе методик обучения детей с нарушением чтения. Используемые нами программы имеют ряд преимуществ: - Повышение мотивации дет ...

Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
Прежде чем приступать к рассмотрению психологических особенностей проявления агрессии в раннем юношеском возрасте нужно определить возрастные рамки этого периода. Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому, и он характеризуется как пубертатный период. Для мальчиков – от 13 до 17 лет, для девочек – от 11 ...