Описание и представление результатов исследования

Статьи по психологии » Структура и этапы психологического исследования » Описание и представление результатов исследования

Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень.

Диаграммы используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования.

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношений между величинами. Это способ графического изображения при помощи фигур (секторов, столбцов и тому подобное), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 1 представлена диаграмма качеств личности на основе позитивной самооценки глазами восьмиклассников. [9]

Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Здесь могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме.

На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например в процентах встречаемости (частости) каких-либо признаков, событий или качеств.[9]

Секторная диаграмма – диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов.

Рекомендации по построению диаграмм (графиков).

1. Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.

3. Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.

4. Для обозначения величин, значений следует использовать разные элементы (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и тому подобное).

Гистограмма (столбчатая диаграмма) – графическое представление плотности распределения, при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков).

На заключительных шагах психологического исследования очень важно привести в соответствие новые результаты и существующие взгляды на изучаемый феномен. Интерпретируя полученные результаты, необходимо помнить, что любой изучаемый психический феномен является частью целого.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги психологического исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено в ходе работы.

Выводы должны быть конкретными, пишутся в форме утверждений.

Заключение – это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. Здесь подчеркивается актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркивается перспективность использованного подхода, высказывается предположение о возможных путях его модификации, целесообразность применения тех или иных методов и методик и тому подобное. Также указывается практическая, научная, социальная ценность результатов работы.[20]

В раздел Приложения выносятся таблицы с данными, которые дополняют основные результаты; занимающими центральное место в используемых доказательствах; вспомогательный материал: протоколы опытов, описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов; инструкции, методики; иллюстрации вспомогательного характера и тому подобное.[20]


Специфика внутригрупповых отношений в производственной группе
Конфликт в организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве. Организация — основная ячейка в структуре современного общества. Все люди входят в те или иные организации (производственные, финансовые, коммерческие, государственного управления ...

Образ мамы и папы у ребенка в полной и неполной семьях
«Изучение механизмов и закономерностей развития личности невозможно без учета особенностей психологического пространства семьи, в котором начинает формироваться личность ребенка. Понимание психологических механизмов формирования личности достигается лишь тогда, когда она рассматривается не изолированно, а в целостности ее социальных свя ...

Малая группа и коллектив
Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшее высокого, а по мнению отдельных авторов — наивысшего уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик. Такое понимание коллектива ведет к формулированию ставшего почти трюизмом положения: всякий колл ...