Описание и представление результатов исследования

Статьи по психологии » Структура и этапы психологического исследования » Описание и представление результатов исследования

Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень.

Диаграммы используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования.

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношений между величинами. Это способ графического изображения при помощи фигур (секторов, столбцов и тому подобное), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 1 представлена диаграмма качеств личности на основе позитивной самооценки глазами восьмиклассников. [9]

Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Здесь могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме.

На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например в процентах встречаемости (частости) каких-либо признаков, событий или качеств.[9]

Секторная диаграмма – диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов.

Рекомендации по построению диаграмм (графиков).

1. Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.

3. Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.

4. Для обозначения величин, значений следует использовать разные элементы (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и тому подобное).

Гистограмма (столбчатая диаграмма) – графическое представление плотности распределения, при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков).

На заключительных шагах психологического исследования очень важно привести в соответствие новые результаты и существующие взгляды на изучаемый феномен. Интерпретируя полученные результаты, необходимо помнить, что любой изучаемый психический феномен является частью целого.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги психологического исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено в ходе работы.

Выводы должны быть конкретными, пишутся в форме утверждений.

Заключение – это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. Здесь подчеркивается актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркивается перспективность использованного подхода, высказывается предположение о возможных путях его модификации, целесообразность применения тех или иных методов и методик и тому подобное. Также указывается практическая, научная, социальная ценность результатов работы.[20]

В раздел Приложения выносятся таблицы с данными, которые дополняют основные результаты; занимающими центральное место в используемых доказательствах; вспомогательный материал: протоколы опытов, описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов; инструкции, методики; иллюстрации вспомогательного характера и тому подобное.[20]


Основные этапы развития отечественной П-ии в 20-м веке
Первый период 1-я отечест. Y-ии- до революционный (до 17 года), 1-сь естественно­научные взгляды на Y-ию, в основе взгляды Сеченова Ивана Михайловича(рефлексы, центральное торможение, обратная связь), БехтеревавладимирМихайлов.(Принципы рефлексологии, индивид, индивидуальность, Л-ть, доминанта), Павлова Ивана Петровича(учение о ВНД-и, у ...

Межличностный конфликт, его структура, динамика, функции
Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Социал. Y сосредотачивает свое внимание на 2 вопросах: 1) на анализе вторичных соц.-психологич. аспектов в каждом конфликте (осознание конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфич. соц.-психологич. факторами. Для ...

Особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Р.Бернс, анализируя бол ...