Результаты исследования и их анализ
Страница 1

Изучение общих данных на основе анкетных данных детей из полных и неполных семей, позволило установить ряд отличий между группами испытуемых.

Почти равное количество полных семей с 1 ребенком (45%) и 2 детьми (40%), число многодетных семей, где 3 детей, составляет 15%. Совсем другая ситуация наблюдается в неполных семьях, где преобладают семьи с 2 детьми (50%). Семей с 1 ребенком – 25%, многодетных также 25%, причем 2 матери с 4 детьми.

В неполных семьях у родителей – 45% высшее образование и 45% среднее специальное, а в полных семьях преобладает высшее образование (60%).

В обеих группах семей преобладает возраст родителей - от 30 до 40 лет.

2) Анализ опроса

В обеих группах семей преобладает потребность и теплое отношение к матери («с мамой», «моя мама»).

В полных семьях отношение к отцу формальное («с мамой или папой», «с мамой, папой, бабушкой»), а в неполных семьях – отстраненное. В полных семьях имеется положительное отношение к родительской чете («с папой и мамой», «с родителями»), в неполных семьях – в меньшей степени выражено, более неопределенно («с семьей»).

Отношение к братьям и сестрам в обеих группах различное («пойду с братом», «не будет играть с сестрой»).

Отношение к бабушке в неполных семьях различное («с бабушкой»,), в полных – отстраненное.

В неполных семьях дедушка иногда упоминается («с бабушкой и дедушкой»), в полных семьях – вообще отсутствует.

В группе неполных семей также доминирует потребность в дружбе, друзьях («с другом», «с лучшими подругами»), в полных семьях эта потребность менее выражена («с родителями и другом»).

3) Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи (КРС)

Сравнив рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:

· в неполных семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25% выше, чем их сверстники в полных семьях;

· в 22% рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из неполной семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует во всех рисунках;

· различное отношение к братьям и сестрам, и малая значимость бабушек и дедушек, особенно в полных семьях;

· дети из неполных семей в 20% выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;

· в полных семьях у детей больше энтузиазма (30%), чем у их сверстников из неполных семей (10%);

· потребность в общении выражена у 15% детей из полных семей, в неполных – она вообще отсутствует;

· нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 25% детей из неполных семей, несколько ниже этот показатель в полных семьях – 10%;

· в неполных семьях больше выражена замкнутость, импульсивность, агрессия, чем в полных семьях в среднем на 10-15%;

· в 20% рисунков дети из полных семей идентифицируют себя с мамой в зависимости от пола, в неполных семьях этот показатель ниже – 10%;

· в группе детей из полных семей преобладает высокая самооценка (25%), а у детей из неполных семей – низкая самооценка (35%).

Различия двух групп показаны в приложении 5, таблице 1.

4) Результаты исследования по методике Рене Жиля

Исследуя детско - родительские отношения детей из полных и неполных семей, установилось: 1-7 шкалы – конкретно-личностное отношение ребенка к окружению, 8-12 шкалы – характеризуют самого ребенка.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий (например, в 1 шкале – 21 задание, а в 9 – 4 задания), направленных на выявление соответствующего отношения.

В отношении ребенка к окружающим в полных семьях доминируют отношения к матери (61,9%), к родительской чете (51%), а затем к отцу (41%); в неполных семьях – отношение к матери (55,7%), к братьям и сестрам (35%), а затем к отцу (29,8%).

В обеих группах детей менее выражено отношение к бабушке и дедушке: в полных семьях – 25%, в неполных – 24,3%.

В характеристике самого ребенка в полных семьях преобладает любопытство (83%), в неполных – социальная адекватность поведения (70,5%). Наименее выражена в обеих группах закрытость.

В общем, в неполных семьях показатели по одиннадцати шкалам ниже по сравнению с показателями детей из полных семей, но показатель по шкале закрытости, отгороженности в неполных семьях выше на 9%. Данные приведены в приложении 5, таблице 2.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, в данной работе используется t-критерий Стьюдента [21. С. 310].

По таблице критических значений t-критерий Стьюдента для заданного числа степеней свободы и вероятностей допустимых ошибок находим нужное табличное значение t [12. С.569].

Получаем:

1) по отношению к родительской чете (t = 3,63) и любознательности (t = 3,83) мы обеспечиваем точность расчетов, равных 99,9% и выше, или ошибку, меньшую чем 0,01%;

Страницы: 1 2 3


На пороге юности
Дорога в мир взрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станет самостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера, желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач, которые и определят его дальнейшую судьбу. Прежде всего, это выбор : выбор профессии, выбор человека, с которым ...

Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эм ...

Экскурс исторического периода.
На исходе XV в. все как будто предвещало Испании радужное будущее. Успешно закончилась затянувшаяся на века реконкиста. В 1492 г. пала Гранада - последний оплот мавританского владычества на Пиренейском полуострове. Этой победе в немалой мере содействовало объединение Кастилии и Арагона в царствование Изабеллы и Фердинанда Католиков (70- ...