Результаты исследования и их анализ
Страница 2

2) по отношению к отцу (t = 2,74) – точность расчетов составляет 99%, или ошибка, меньшая 0,1%;

3) по доминантности (t = 2) и закрытости (t = 2,16) – точность расчетов равна 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%.

По отношению к матери (t = 1,59), братьям и сестрам (t = 1,43) и общительности (t = 1,48) есть тенденция. Полученные данные представлены в приложении 5, таблице 3.

Так же можно подробнее исследовать отношение детей к своим родителям, используя данные, полученные с помощью методики Р. Жиля.

У 70% детей из полных семей преобладает отношение к матери, в неполных – у 35%. Только у 5% детей из полных семей преобладает отношение к отцу, в неполных – отсутствует, более того, у 20% - полное игнорирование отца. Одинаковое отношении к обоим родителям в неполных семьях выражено в 45%, в полных – этот показатель ниже (25%).

По отношению к родительской чете в полных семьях доминирует средняя оценка (60%), в неполных – средняя и низкая оценки (по 35%) и в 20% - игнорирование. Результаты приведены в приложении 5, таблице 4.

Получив данные об отношении детей к каждому члену семьи, можно представить отношение детей ко всей своей семье.

Отношение к матери у детей из полных семей выше на 6%, чем у их сверстников из неполных семей.

Особенно большое различие между группами детей в отношении к матери и отцу как родительской чете – в полных семьях (51%) и в неполных семьях (30%). Некоторые различия наблюдаются у детей из полных и неполных семей в отношении к братьям и сестрам – 41% и 35% соответственно. Одинаковое отношение к бабушкам и дедушкам в обеих группах детей – 25% и 24%.

Выявлены различия в признаках, характеризующих самого ребенка: любознательность, доминантность, общительность.

Большие различия наблюдаются в группах детей между признаками любознательности (83% и 65%) и доминантности (57,5% и 40%) в пользу детей из полных семей. На 10% дети из полных семей более общительны, чем их одноклассники из неполных семей.

Установлены различия в показателях признака отношение к матери в зависимости от количества детей в семье. В полных семьях средний показатель отношения к матери уменьшается в зависимости от количества детей в семье – с 13,7 до 11,3. В неполных семьях наблюдаются изменения этого показателя: в семьях, где один ребенок отношение к матери выше (14,2), чем в полных семьях с одним ребенком (13,7). В неполных семьях с 2 детьми отношение к маме резко снижается до 10,4; затем значение матери увеличивается в семье, где 3-е детей (13). Но в многодетных семьях с 4 детьми показатель отношения к матери снова снижается до 10. Уменьшение данного показателя объясняется тем, что помимо отношения с матерью развиваются и отношения с братьями и сестрами, увеличивается число контактов с окружающими.

В обеих группах детей отношение к бабушке различное. Используя полученные данные в результате опроса и методики Рене Жиля, можно утверждать, что в неполных семьях бабушка живет с внуками в 50%, а в полных этот показатель ниже (35%), соответственно в 65% бабушка живет отдельно. В связи с этим выявлены различия по признаку отношения к бабушке в зависимости от того, проживает она совместно с детьми или же отдельно. В неполных семьях, где бабушка живет с внуками, отношение к ней выше (5,2), чем в полных семьях (4,7) – в неполных семьях более тесное общение с бабушкой. В случае, если бабушка живет отдельно в обеих группах семей наблюдается снижение показателей: в полных семьях до 3,2; в неполных до 2,1.

Результаты исследований родителей по методике

PARI

Анализ данных методики изучения внутрисемейных отношений показал, что в родительском воспитании доминируют такие признаки:

· в полных семьях – уравнение отношений между родителями и ребенком (89,8%) и развитие активности ребенка (85,5%);

· в неполных семьях – сверхавторитет родителей (87,8%) и уравнение отношения (87,5%).

Наименее выраженными признаками стали:

· в полных семьях – подавление сексуальности (61,8%) и уклонение от конфликта (60,3%);

· в неполных семьях – семейные конфликты (64,8%) и уклонение от конфликта (61,8%).

В неполных семьях наблюдается большая осторожность семьи, исключение в ней семейных влияний (81,5%) по сравнению с полными семьями (73,8%).

В неполных семьях агрессивность детей подавляется чаще (74,5%), чем в полных семьях (67,8%).

В обеих группах семей родители проявляют почти в одинаковой степени подавление сексуальности и стремление ускорить развитие ребенка, однако в неполных семьях эти показатели на 6-8% выше.

В неполных семьях родители больше побуждают детей к словесным проявлениям, вербализации (85,8%), чем в полных семьях (81%).

В обеих группах семей уравнение отношений преобладает над чрезмерным вмешательством в мир ребенка, однако, по сравнению с полными семьями (77,5%), вмешательство в мир ребенка в неполных семьях выше (85%). Данные приведены в приложении 5, таблице 6.

Используя статистический анализ, можно проверить, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. По таблице критических значений t-критерия Стьюдента находим нужное табличное значение t и сравнивая с ним вычисленное значение t.

Страницы: 1 2 3


Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов
Наиболее распространенным средством для профилактике профессионального выгорания является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания зна ...

Выявление социометрического статуса
Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников сле ...

Диагностика психологических особенностей изучения спортивного характера Волевые усилия и их значение в формировании спортивного характера
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состо ...