Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов
Страница 2

Статьи по психологии » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов

Прием «Перегрузка» предполагает во время переживания боли детально описывать все находящиеся в поле зрения предметы, последовательно перемещаясь из угла в угол.

Прием «Контекст» предполагает представление такого контекста переживания боли, в которой человек перестает о ней думать, например, при переживании болевого ощущения следует представить ситуацию чрезвычайной опасности (появление перед военнослужащим противника). Важно рефлекторно закрепить («заякорить») болевое ощущение с ситуацией опасности.

Самовнушение. Широкое распространение среди приемов самовнушения получила методика французского аптекаря Куэ, названная им «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Метод Куэ - метод самовнушения, основанный на многократном повторении формулы, содержащей утверждение о хорошем здоровье того или иного органа, хорошем самочувствии, настроении, уверенности в себе и т.д. Он позволяет подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Согласно Куэ, формула самовнушения должна быть простой и не носить подавляющего характера. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». Произвольное самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий.

Индивидуальный психофизический тренинг (метод подготовки специалистов ВДВ А. Ю. Федотова).

ИПФТ - это комплекс методик подготовки воинов к деятельности в трудных ситуациях посредством целенаправленного развития заданной структуры психологических качеств, основанной на взаимосвязи биодинамической и чувственной ткани, путем усвоения двигательных инвариантов и формированием соответствующих им чувственных образов профессионального действия, закрепляемого на рефлексивном слое сознания в виде профессионально ориентированных интегральных образов и понятий.

Целенаправленное формирование чувственных образов профессиональных действий, значимых сенсорных признаков средств и предметов профессиональной деятельности дает исходный материал, комплексироване которого в трехмерной системе координат трудной ситуации позволяет получить целостный образ ситуации, облегчающий прогнозирование ее развития и разрешение за счет непрерывного и адекватного оценивания эффективности действий при их корректировке в соответствии с каждым из возможных вариантов развития событий.

Программа ИПФТ разрабатывается в зависимости от специфики боевой деятельности, в соответствии с особенностями задач, условий, средств и способов их боевого применения. Использование ее в общем контексте профессиональной подготовки позволяет повысить эффективность их деятельности в трудных ситуациях.

Ситуативно-образный психологический тренинг (по методике С. Дудина).

СОПТ - метод психологической подготовки военнослужащих к бою, основывающийся на мысленном воспроизведении боевой ситуации, вариантов ее развития, совершаемых действий и эмоционального фона деятельности. При этом военнослужащий как бы воспринимает реальную боевую ситуацию «глазами» ее участника (субъекта боевой ситуации)[23].

Тренинг делится на три этапа. В ходе первого этапа военнослужащие подробно описывают боевую ситуацию.

После этого, на втором этапе, они мысленно повторяют фразы, характеризующие боевую ситуацию, и стараются как можно ярче представить себе те образы, о которых идет речь. Важно, чтобы военнослужащие старались воспроизвести не только визуальные образы ситуаций, но и слуховые, тактильные, вкусовые, дающие полную картину условий выполнения боевой задачи. Далее воины формируют образ своего поведения. Это способствует развитию чувства уверенности в себе, своих силах, требуемых для боя качеств характера. В этих целях военнослужащие могут идентифицировать себя с конкретными или вымышленными личностями, которые являются для них эталоном смелости, мужества и уверенности в себе. Заканчивается этот этап - целенаправленным, жестким самовнушением уверенности, самообладания в самых сложных ситуациях боевой деятельности.

На третьем этапе СОПТ боевая ситуация подвергается рациональному разбору. Он заключается в анализе ошибок, допущенных ее участниками, возможных вариантов развития событий, ощущений и переживаний, возникших в ходе боя. Разбор производится в виде дискуссии либо беседы с личным составом.

Целесообразно, чтобы на этапе подготовки к выполнению боевой задачи проводилось 6-8 СОПТ. Такое число способствует развитию первичных навыков самогипноза, что сокращает время на проведение тренировок и повышает их эффективность.

Эффективность СОПТ намного повышается, если она проводится в аутогипнотическом состоянии или состоянии аутогенного погружения.

Итак, рассмотренные приемы саморегуляции, направленные на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих воину осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния и преодолению боевых стресс-факторов, поддерживают положительные психические состояния военнослужащих в бою, повышают эффективность боевой деятельности и помогают сохранить психическое здоровье.

Страницы: 1 2 3


Рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов
1. Проведение анализа планирования уроков с учетом пожеланий детей (в результате чего происходит эффективная работа на мотивацию детей), для повышения и сохранения высокого статуса педагога; 2. Адекватное оценивание собственной личности учителя. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого вн ...

Практическая часть. Психологическая карта личности
Проявление эмоций зависит от особенностей темперамента, Рубинштейн говорил: «Эмоциональная сфера в структуре личности у разных людей может иметь различный удельный вес. Он будет большим или меньшим в зависимости отчасти от темперамента человека и особенно от того, как глубоки его переживания…»[4] Поэтому первым делом я определю свой тем ...

Методика «Интеллектуальная лабильность»
Методику рекомендуется использовать для диагностики лабильности, т.е. способности переключения интеллектуального внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других (не допуская ошибок), с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, в освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практ ...