Темперамент и характер

Типы темперамента » Темперамент и характер

Одной из старейших, вместе с тем острейших в методологическом отношении проблем характерологии является освещение зависимостей, существующих между характером и темпераментом. Хотя и сейчас есть попытки сводить характер к темпераменту, все же большинство ученых считает, что темперамент является лишь природной основой характера. Мно­гими исследованиями было показано, что если в ран­нем детстве у человека дает себя знать значительная зависимость характера от темперамента, то позже, развитием личности, взаимосвязь между ними меня­ется: характер приобретает все большее значение, преобразуя темперамент, который выступает теперь главным образом лишь как эмоционально-динамическая форма существования и выражения характе­рологических отношений человека и дает о себе знать, прежде всего, в определенной эмоциональной направ­ленности свойств характера, особенностях выразительных движений и действий, скорости различных личностных проявлений, протекания психических процессов.

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от разви­тия волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темпе­рамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятель­ности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темпера­мента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойст­вам характера в зависимости от условий жизни и деятель­ности. Так, при соответствующем воспитании у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при “тепличном”, изнеживающем воспи­тании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обус­ловлен всеми реальными условиями и конкретным содер­жанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно го­ворит о холерическом темпераменте. Оно может быть следствием недостатков воспитания. Непосредственно тем­перамент проявляется в том, что у одного человека лег­че, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.


Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков
Анализ и обобщение полученных данных позволили констатировать общее и различия в тенденциях, характерных для успевающих и слабоуспевающих подростков (Таблицы 4 – 9). Доля адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций остается неизменной для всех подростков – 25,8%. Неадаптивные же формы реагирования имеют тенденцию уменьшаться у у ...

Анализ полученных результатов
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие раз­личия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий. В ходе н ...

Выводы
Итак, в ходе нашего исследования мы убедились в необходимости рассмотрения и изучения функциональных состояний. Эти моменты являются очень важными как для самих исполнителей любой деятельности, так и для людей, которые обеспечивают нас этой деятельностью и контролируют её результаты. Для достижения высокой результативности деятельности ...