Конфликты в педагогическом общении

Статьи по психологии » Понятие и виды конфликтов в обществе » Конфликты в педагогическом общении

Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов – неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях.

Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке – поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в зачетке.

Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением.

Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели высшей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие – могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу.

Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распределения нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка.

Межличностные столкновения могут возникать между преподавателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафедры.

Основная роль в предупреждении и разрешении межличностных конфликтов на уровне преподаватель – студент выпадает на преподавателя, который может использовать для этого некоторые неизбежные в этих случаях методики и требования: при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации; в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие студент – преподаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы; ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента; владение собой и своими эмоциями в любой ситуации.

Предупреждение конфликтных ситуаций при взаимодействии преподаватель – преподаватель, преподаватель – руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих: компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием; высокого уровня личностного развития каждого преподавателя; предоставление возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы; равномерное распределение рабочей нагрузки на всех преподавателей; постоянное совершенствование методики взаимодействия с обучаемыми; оправданные и одобренные учебной группой введение новаций.


Категория сознания в психологической науке
В психологии, сознание - один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью. Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.[13] Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики: - процесс непосредственного отражения объективной действительно ...

Понятие о характере
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). Характер может обнаруживать ...

Результаты исследования
Первый этап эмпирического исследования реализовывался на группе 30 человек показал следующее. Результаты выбора типа оргкультуры участниками исследования первой (10 человек руководящего звена) и второй (20 человек среднего звена) группы были оформлены в таблицы. Таблица №3.1 Выбор типа оргкультуры группой №1 (руководящее звено) № п ...