Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у
успевающих и слабоуспевающих подростковСтраница 1
Анализ и обобщение полученных данных позволили констатировать общее и различия в тенденциях, характерных для успевающих и слабоуспевающих подростков (Таблицы 4 – 9). Доля адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций остается неизменной для всех подростков – 25,8%. Неадаптивные же формы реагирования имеют тенденцию уменьшаться у успевающих подростков, уступая возможность проявления частично адаптивным копинговым стратегиям (см. таблицу 4).
Таблица 4. Доля адаптивных и неадаптивных копинговых стратегий подростков в целом по всем выделенным кризисным ситуациям
Подростки |
Копинг-стратегии | ||
адаптивные |
частично адаптивные |
неадаптивные | |
Слабоуспевающие |
25,8% |
33,8% |
40,4% |
Успевающие |
25,8% |
40% |
34,2% |
Наибольшая доля адаптивных копинговых стратегий подростков отмечается в сфере семейных взаимоотношений (см. таблицу 5).
Таблица 5. Доля адаптивных и неадаптивных копинговых стратегий подростков в кризисных ситуациях в сфере семьи
Подростки |
Копинг-стратегии | ||
адаптивные |
частично адаптивные |
неадаптивные | |
Слабоуспевающие |
34,5% |
32% |
33,5% |
Успевающие |
33,1% |
37,8% |
29% |
Такая тенденция у слабоуспевающих сохраняется. Можно в связи с этим говорить, что наиболее адаптированными подростки оказываются именно к сложным жизненным ситуациям, возникающим в семейных отношениях. Однако, психологическое содержание адаптированности в сфере семейных взаимоотношений у слабоуспевающих подростков претерпевает изменения. Если для слабоуспевающих подростков наиболее частыми стратегиями преодоления кризисной ситуации в семье оказываются альтруизм (33,3% подростков), то у успевающих подростков наиболее популярной стратегией оказывается «сохранение апломба» (50% подростков). То есть, успевающие подростки чаще всего в случае возникновения сложной жизненной ситуации в семье стараются выглядеть и вести себя так, чтобы другие подумали, что у них все в порядке.
А вот наименьшая представленность адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций наблюдается в сфере проблем здоровья у успевающих подростков (см. таблицу 6). Это связано, по всей видимости, с все более возрастающей ценностью здоровья на этапе решения задач становления личностной самостоятельности и профессионального самоопределения. Ситуация физической травмы или соматического заболевания может казаться подростку из благополучной среды практически не переносимой, забирающей огромное количество психологических сил. Наиболее часто встречающимися копинговыми стратегиями и в той и в другой подгруппах в данной сфере трудностей оказывается уход от реальности при помощи теле-, видео-, аудиотехники и компьютерных игр (23% слабоуспевающих подростков и 45% успевающих подростков).
Принципы организации тренинговых групп. Условия успешной
работы. Сравнительный анализ социально–психологического и психотерапевтического
тренингов. Условия успешной
работы Т-групп
Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. явлений.
Уровень организации работы в значительной мере з ...
Убеждения, как содержательная составляющая социальной установки
Тезис: каждая жизненная позиция видна в созданной ею установке[1]. (Жизненная позиция соотносится с убеждением по принципу частное – целое).
Убеждение – прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения[9].
УБЕЖДЕНИЯ — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ...
Характеристика выборки, методов и методик исследования. Характеристика
выборки и этапов исследования
Исследование проводилось в 9 А классе МОУ СОШ № 5 города Мыски Кемеровской области. В исследовании приняло участие 28 человек, из которых 15 девочек и 13 мальчиков в возрасте 14 – 16 лет.
Можно выделить следующие три этапа исследования:
1. Подготовительный этап, на котором прошел подбор методик для исследования, подготовка раздаточног ...