Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков
Страница 3

Статьи по психологии » Копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков » Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков

Таблица 9. Доля адаптивных и неадаптивных копинговых стратегий подростков в кризисных ситуациях учебной деятельности

Подростки

Копинг-стратегии

адаптивные

частично адаптивные

неадаптивные

Слабоуспевающие

24,3%

32,2%

43,5%

Успевающие

20,7%

45,2%

34,1%

Значимой для подростка остается и ситуация учебной деятельности, хотя уменьшается число неадаптивных копинговых стратегий в данной области жизненных трудностей. Наиболее часто встречающимися среди слабоуспевающих подростков оказываются стратегии поиска решения проблемы (31% подростков), чувства вины (23%), сохранения апломба (19%), агрессивность (17%). Для успевающих подростков наиболее типичной формой реагирования является стратегия сохранения апломба (42,5% подростков). С одинаковой частотой встречаются стратегии поиска решения проблемы и избегания проблемы (по 27,5%).

Анализ использования различных видов копинг-стратегий в поведении показывает, что наименее представленными в поведенческом репертуаре совладания с кризисными ситуациями оказываются стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональная разрядка. Можно предположить, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в кризисных ситуациях. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей кризисной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника. В целом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно констатировать бедную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из кризисных ситуаций.

Полученные результаты позволяют поставить задачи для дальнейшей разработки данной проблемы. В первую очередь это касается создания программы профилактики различных форм копинг-стратегий в подростковом возрасте, ориентированной на расширение представлений подростков о собственных эмоционально-поведенческих возможностях реагирования в кризисной ситуации.

Страницы: 1 2 3 


Выводы и рекомендации исследования
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты. Изучение типа оргкультуры, преобладающего в организации, позволило установить, сотрудники руководящего звена в 50% случаев характеризуют авторитарный тип оргкультуры, остальные 50% характеризуют бюрократический тип. В свою очередь среди сотрудников среднего звена 55% ...

Мышление как форма познават. деятельности. Развитие мыш-я в онтогенезе
Мышление - это ВПФ, процесс познават. д-ти индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Рубинштейн: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях». Особенности протекания (характеристики) мышления: a. Обобщенное отражение действительности – мышление есть ...

Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Вготским [20] внутренними этическими инстанциями. Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между ...