Социальные группы и их основные виды

Соц. среда предс-ет собой сложно устроенное общество, в к-ом люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, > или < устойчивые соединения, называемые группами(Гр.). К элементарным параметрам любой Гр.-ы относятся: композиция Гр.-ы (или ее состав), структура Гр.-ы (структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций), групп, процессы (динамика групп, жизни), групп, нормы и ценности, система санкций. Так же большую роль играет: 1) Положение индивида в Гр. в качестве ее члена («статус» или «позиция»); 2) «Роль» (например, есть позиция (статус) матери, отца и т.д., если описать набор функций которые «предписаны» группой каждой позиции/ то получим хар-ку матери, отца и т.д.); 3) Система групп, ожиданий (каждый член группы обязательно воспринимается, оценивается другими). Класс-ция группу изучаемых в социальной П. Устойчивые большие Гр (Организованные, длительно существующие подобно классам, нациям). Становящиеся малые Гр (Они заданы внешними социальными требованиями, но еще не сплочены совместной деятельностью). Развитые малые Гр. - более высокого уровня развития. Большие соц. группы: Через эти Гр. опосредованно осущ-ся воздействие идеологии общества на Y-ю составляющих их людей. Они делятся на: 1) Случайно, стихийно возникшие, достаточно кратко:-но существующие общности (толпа, публика, аудитория, масса). Здесь способны воздействия на людей: заражение, внушение, подражание. 2) Устойчивые соц. Гр., т.е. группы, сложившиеся в ходе историч. Р-я общества, долговые, устойчивые в своем существовании (соц. классы, различ. этнические группы - нации, профессионал. Гр., половозрастные Гр. (молодежь, женщины, пожилые), государства, партии). Они выделяются по профессионал., экономич., религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым признакам. В больших Гр. существуют специфич. регуляторы соц. поведения, которых нет в малых группах: нравы, обычаи, традиции, язык. Малые соц. группы. Немногочисленная по составу Гр. (от 2-3 до 20-30 ч-к), члены к-ой объединены общей соц. Д-ю и находятся в непосредств. личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групп, норм и групп, процессов. Специфич. признак малой Гр. (в отличие от больших групп) - общественные отношения выступают здесь в форме непосредств. личных контактов, в к-ых реализуются определ. общественные связи и к-ые опосредованы совместной Д-ю. Малую Гр. хар-зует психологич. и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным соц.-психологич. образованием. Сплоченность малой Гр. - одна из .основ, хар-тик уровней ее соц.-психологич. Т-я. Они делятся на:

1)первичные и вторичные (Ч.Кули). К первичным относят семью, друзей, группу ближайших соседей. Хар-зуется непосредственностью контактов. Во вторичных нет непосредствен, контактов, а для общения между членами испол-ся различные «посредники» в виде средств связи, например. Практич. значения эта класс-ция в настоящее t не имеет. 2)формальные и неформальные (Э.Мэйо).В 1ой четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групп, нормами, здесь строго распределены и роли всех членов Гр. (рабочая бригада, школ. класс, спортивная команда). Неформал, группы складываются стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны. Цели таких групп возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных (формал.) организаций. Неформал, группа может создаваться внутри формальной (например, в школ. классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом) и вне ее, и сама по себе (люди на пляже объединяются, чтобы поиграть в волейбол). 3) Референтные и нереферентные (Г.Хаймен). Референтные - часть членов опред. малых Гр. разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Это Гр., в к-ых индивиды не включены реально, но нормы к-ых они принимают. Они находят в референтной Гр. образцы для подражания (ее цели и ценности, норма и формы повед-я, мысли и чувства и т.д.). Нереферентные - такая малая Гр., Y-ия и повед-е к-ой чужды для индивида и безразличны для него. Можно к малой соц. Гр. отнести и коллектив - высокоразвитая малая соц. Гр., в к-ой существует совместная Д-ть, важная не только для ее членов и в к-ой межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности и т.д.


Школа – ведущий институт воспитания
Школа, как и родители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеет большое значение в его жизни. Вступление в отрочество несёт с собой - об этом никто, и спорить не будет - серьёзные перемены в отношении ребёнка к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому развитию ребёнка, порождается изменением его р ...

Принципы организации тренинговых групп. Условия успешной работы. Сравнительный анализ социально–психологического и психотерапевтического тренингов. Условия успешной работы Т-групп
Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. явлений. Уровень организации работы в значительной мере з ...

Отсутствие сексуального желания
Отсутствие сексуального желания может быть бессознательным выражением проблем в отношениях или внутриличностных напряжений. «Нет» может означать отказ дать партнеру удовлетворение, отказ подтвердить его сексуальную привлекательность, «нет» может поколебать убежденность партнера, что его «хотят». Так как люди часто легко ранимы, особенно ...