Социальные группы и их основные виды

Соц. среда предс-ет собой сложно устроенное общество, в к-ом люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, > или < устойчивые соединения, называемые группами(Гр.). К элементарным параметрам любой Гр.-ы относятся: композиция Гр.-ы (или ее состав), структура Гр.-ы (структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций), групп, процессы (динамика групп, жизни), групп, нормы и ценности, система санкций. Так же большую роль играет: 1) Положение индивида в Гр. в качестве ее члена («статус» или «позиция»); 2) «Роль» (например, есть позиция (статус) матери, отца и т.д., если описать набор функций которые «предписаны» группой каждой позиции/ то получим хар-ку матери, отца и т.д.); 3) Система групп, ожиданий (каждый член группы обязательно воспринимается, оценивается другими). Класс-ция группу изучаемых в социальной П. Устойчивые большие Гр (Организованные, длительно существующие подобно классам, нациям). Становящиеся малые Гр (Они заданы внешними социальными требованиями, но еще не сплочены совместной деятельностью). Развитые малые Гр. - более высокого уровня развития. Большие соц. группы: Через эти Гр. опосредованно осущ-ся воздействие идеологии общества на Y-ю составляющих их людей. Они делятся на: 1) Случайно, стихийно возникшие, достаточно кратко:-но существующие общности (толпа, публика, аудитория, масса). Здесь способны воздействия на людей: заражение, внушение, подражание. 2) Устойчивые соц. Гр., т.е. группы, сложившиеся в ходе историч. Р-я общества, долговые, устойчивые в своем существовании (соц. классы, различ. этнические группы - нации, профессионал. Гр., половозрастные Гр. (молодежь, женщины, пожилые), государства, партии). Они выделяются по профессионал., экономич., религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым признакам. В больших Гр. существуют специфич. регуляторы соц. поведения, которых нет в малых группах: нравы, обычаи, традиции, язык. Малые соц. группы. Немногочисленная по составу Гр. (от 2-3 до 20-30 ч-к), члены к-ой объединены общей соц. Д-ю и находятся в непосредств. личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групп, норм и групп, процессов. Специфич. признак малой Гр. (в отличие от больших групп) - общественные отношения выступают здесь в форме непосредств. личных контактов, в к-ых реализуются определ. общественные связи и к-ые опосредованы совместной Д-ю. Малую Гр. хар-зует психологич. и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным соц.-психологич. образованием. Сплоченность малой Гр. - одна из .основ, хар-тик уровней ее соц.-психологич. Т-я. Они делятся на:

1)первичные и вторичные (Ч.Кули). К первичным относят семью, друзей, группу ближайших соседей. Хар-зуется непосредственностью контактов. Во вторичных нет непосредствен, контактов, а для общения между членами испол-ся различные «посредники» в виде средств связи, например. Практич. значения эта класс-ция в настоящее t не имеет. 2)формальные и неформальные (Э.Мэйо).В 1ой четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групп, нормами, здесь строго распределены и роли всех членов Гр. (рабочая бригада, школ. класс, спортивная команда). Неформал, группы складываются стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны. Цели таких групп возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных (формал.) организаций. Неформал, группа может создаваться внутри формальной (например, в школ. классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом) и вне ее, и сама по себе (люди на пляже объединяются, чтобы поиграть в волейбол). 3) Референтные и нереферентные (Г.Хаймен). Референтные - часть членов опред. малых Гр. разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Это Гр., в к-ых индивиды не включены реально, но нормы к-ых они принимают. Они находят в референтной Гр. образцы для подражания (ее цели и ценности, норма и формы повед-я, мысли и чувства и т.д.). Нереферентные - такая малая Гр., Y-ия и повед-е к-ой чужды для индивида и безразличны для него. Можно к малой соц. Гр. отнести и коллектив - высокоразвитая малая соц. Гр., в к-ой существует совместная Д-ть, важная не только для ее членов и в к-ой межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности и т.д.


Индивидуальность человека
Как только австралопитек прошел все стадии развития и стал человеком, то он тут же стал замечать, что нет похожих друг на друга людей. Все они отличались не только внешностью, то есть физиологически, но и психологически. Это различия и в эмоциональной, и в волевой, и в интеллектуальной, и в мотивационной сферах и т.д. Разнообразное соче ...

История социально–психологического тренинга. Различные подходы к классификации социально–психологических тренингов. Из истории социально-психологического тренинга
Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег. Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области ...

Психика человека. Проблема и природа
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи ГМ субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемый от субъекта образ мира с помощью, которого он регулирует свое поведение и деятельность. Функции психики: отражение; регуляция активности; сохранение целостности организма, т е адаптация, приче ...