Анализ результатов эмпирического исследованияСтраница 1
1. Диагностика детско-родительских отношений с помощью опросника «Подростки о родителях» (см. таб. 1 и 2).
Методика включает 5 шкал (автономность, непоследовательность, директивность, враждебность и позитивный интерес), отражающих родительское отношение, высокая выраженность которых способствует появлению личностной тревожности у подростка.
Таблица 1. Распределение родительского отношения в семьях подростков разведенных родителей (количество подростков (%))
Показатели родительского отношения |
Автономность |
Непоследовательность |
Директивность |
Враждебность |
Позитивный интерес | |
Со стороны отца |
Высокий уровень |
7 человек (35%) |
14 человек (70%) |
6 человек (30%) |
9 человек (45%) |
7 человек (35%) |
Средний уровень |
7 человек (35%) |
1 человек (5%) |
8 человек (40%) |
6 человек (30%) |
7 человек (35%) | |
Низкий уровень |
6 человек (30%) |
5 человек (25%) |
6 человек (30%) |
5 человек (25%) |
6 человек (30%) | |
Со стороны матери |
Высокий уровень |
8 человек (40%) |
7 человек (35%) |
12 человек (60%) |
7 человек (35%) |
7 человек (35%) |
Средний уровень |
6 человек (30%) |
6 человек (30%) |
5 человек (25%) |
7 человек (35%) |
8 человек (40%) | |
Низкий уровень |
6 человек (30%) |
7 человек (35%) |
3 человека (15%) |
6 человек (30%) |
5 человек (25%) |
По результатам диагностики характера родительских отношений в семьях, где родители находятся в разводе, получены следующие данные:
Проявление автономности со стороны отца на высоком уровне отмечают 7 подростков (35% от всей выборки), на среднем – 7 (35%), на низком – 6 (30%). Непоследовательность в отношениях с отцом высоко выражена у 14 человек (70%), на среднем уровне – у 1 (5%), на низком – у 5 (25%). Директивность со стороны отца ярко выражена в 6 семьях (30%), на среднем уровне – в 8 (40%), на низком – в 6 (30%). На высоко выраженную враждебность, демонстрируемую отцом, указывают 9 подростков (45%), на средний уровень – 6 (30%), на низкий – 5 (25%). Позитивный интерес отца к подростку наиболее явно представлен в 7 семьях (35%), на среднем уровне – в 7 (35%), на низком – в 6 (30%).
Со стороны матери выраженность рассматриваемых показателей подростки оценивают следующим образом:
1. Автономность на высоком уровне представлена в 8 семьях (40%), на среднем – в 6 (30%), на низком – 6 (30%).
2. Непоследовательность в отношениях высоко выражена у 7 человек (35%), на среднем уровне – у 6 (30%), на низком – у 7 (35%).
3. Директивность ярко проявляется в 12 семьях (60%), на среднем уровне – в 5 (25%), на низком – в 3 (15%).
4. Высокий уровень враждебности по оценке подростков демонстрируют 7 матерей (35%), средний – 7 (35%), низкий – 6 (30%).
5. Позитивный интерес к подростку особо проявляют 7 матерей (35%), на среднем уровне – 8 (40%), на низком – 5 (25%).
Исходя из приведенных результатов, можно выделить следующее: по оценке большинства подростков, воспитывающихся в разведенных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность со стороны матери, враждебность и непоследовательность со стороны отца. Наименее всего проявляется непоследовательность со стороны матери. Также необходимо отметить, что все указанные тенденции являются фактором формирования личностной тревожности у подростка.
Приемы развития самооценки младших школьников
Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.
С детьми, имеющими заниженную самооценку может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышени ...
Рекомендации
Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще до рождения ребенка.
Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, стараться избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна не забывать о том, что музыка, пение, п ...
Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании
1этап- от античности до 19 века. 2 этап- с 19 века до наст. времени. 1 этап- 1ое представление о душе сложилось в античной П, => 2 направления: материализм и идеализм. Вершиной античного матер-зма был атомдестическии матер-зм Демокрита - все состоит из мельчайших не видимых глазом частиц-атомов. Разнообразие окруж. мира и людей-ртомы ...