Анализ результатов эмпирического исследованияСтраница 2
Таблица 2. Распределение родительского отношения к подросткам в полных семьях (количество подростков (%))
|
Показатели родительского отношения |
Автономность |
Непоследовательность |
Директивность |
Враждебность |
Позитивный интерес | |
|
Со стороны отца |
Высокий уровень |
7 человек (35%) |
8 человек (40%) |
8 человек (40%) |
8 человек (40%) |
9 человек (45%) |
|
Средний уровень |
5 человек (25%) |
6 человек (30%) |
7 человек (35%) |
6 человек (30%) |
6 человек (30%) | |
|
Низкий уровень |
8 человек (40%) |
6 человек (30%) |
5 человек (25%) |
6 человек (30%) |
5 человек (25%) | |
|
Со стороны матери |
Высокий уровень |
11 человек (55%) |
7 человек (35%) |
7 человек (35%) |
5 человек (25%) |
7 человек (35%) |
|
Средний уровень |
4 человек (20%) |
7 человек (30%) |
5 человек (25%) |
3 человека (15%) |
9 человек (45%) | |
|
Низкий уровень |
5 человек (25%) |
6 человек (30%) |
8 человек (40%) |
12 человек (60%) |
4 человек (20%) | |
В полных семьях показатели родительского отношения представлены следующим образом:
1. Со стороны отца: высокий уровень автономности представлен в 7 семьях (35%), средний – в 5 (25%), низкий – в 8 (40%); на высокий уровень непоследовательности указывают 8 подростков (40%), на средний – 6 (30%), ни низкий – 6 (30%); директивность на высоком уровне проявляется в 8 семьях (40%), на среднем – в 7 (35%), на низком – в 5 (25%); враждебность ярко выражена среди 8 отцов (40%), на среднем уровне – у 6 (30%), на низком – у 6 (30%); позитивный интерес к подростку на высоком уровне демонстрируют 9 отцов (45%), на среднем – 6 (30%), на низком – 5 (25%).
2. Со стороны матери: автономность ярко выражена в 11 семьях (55%), на среднем уровне – в 4 (20%), на низком – в 5 (25%); на явную непоследовательность указывают 7 подростков (35%), на среднюю выраженность – 7 (35%), на низкую – 6 (30%); высокий уровень директивности выявлен в 7 семьях (35%), средний – в 5 (25%), низкий – в 8 (40%); враждебность ярко проявляется у 5 матерей (25%), на среднем уровне – у 3 (15%), на низком – у 12 (60%); позитивный интерес к подростку явно проявляют 7 матерей (35%), на среднем уровне – 9 (45%), на низком – 4 (20%).
Исходя из этого, отметим, что в полных семьях наблюдается более благоприятная картина относительно родительского отношения к подростку. Со стороны матери наиболее ярко проявляется такая родительская установка, как автономность, отцы склонны демонстрировать позитивный интерес. Наименее всего среди матерей выражена враждебность и директивность, среди отцов – автономность.
Таким образом, диагностика родительского отношения к подросткам по показателям автономности, директивности, непоследовательности, враждебности и позитивного интереса показала, что в неполных семьях наблюдается преобладание высоких уровней по характеристикам, способствующим формированию у подростка личностной тревожности, в отличие от полных семей, где выявлена более благоприятная картина взаимоотношений.
2. Диагностика отношений подростка с помощью методики «незаконченные предложения». При обработке данных по данной методике была проведена факторизация, которая позволила объединить ряд переменных в комплексы и сократить число обрабатываемого материала. Было выделено 4 фактора:
Состояние психологической науки начала XIX века
Уходящий XVIII век зародил в умах ученых скептицизм относительно возможности чисто рационалистического объяснения физического мира. И, как справедливо отмечается исследователями, первая половина XIX века ознаменовалась рядом таких научных открытий и обобщений, которые не только существенно изменили представления в отдельных отраслях зна ...
Творческое "Я"
Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на с ...
Анализ результатов эмпирического исследования
1. Диагностика детско-родительских отношений с помощью опросника «Подростки о родителях» (см. таб. 1 и 2).
Методика включает 5 шкал (автономность, непоследовательность, директивность, враждебность и позитивный интерес), отражающих родительское отношение, высокая выраженность которых способствует появлению личностной тревожности у подро ...

