Состояние психологической науки начала XIX века
Страница 1

Уходящий XVIII век зародил в умах ученых скептицизм относительно возможности чисто рационалистического объяснения физического мира. И, как справедливо отмечается исследователями, первая половина XIX века ознаменовалась рядом таких научных открытий и обобщений, которые не только существенно изменили представления в отдельных отраслях знания, но и подготовили почву для создания во второй половине рассматриваемого периода новой картины мира [2. С.137]. www.eduinfluence.ru

Интерес к постижению физического мира стал сменяться интересом человека к самому себе. Ф.Александер и Ш.Селесник отмечают «в период между 1790 и 1840 гг. произошло движение от разума в сторону чувства и веры… Борьба человека с самим собой стала считаться занятием более интересным и многообещающим, нежели борьба его с внешним миром, причем впервые этот внутренний конфликт стал одновременно и предметом интеллектуального рассмотрения». Все это определяло повышение интереса к внутреннему миру конкретного человека, способствовало росту внимания к психологической проблематике [1. С.200].

С началом XIX века в науке стали складываться принципиально новые воззрения, противоречащие идеям неизменяемости природы, все более явно стали обнаруживаться переходы от одного ряда явлений к другому и формироваться, соответствующие представления о единстве и развитии природы. По мере того как росла потребность в более глубоком проникновении в законы природы, накапливались новые данные, противоречившие старым представлениям, становилась все яснее необходимость новых методов исследования, нового подхода к изучению окружающего мира и, главное, новых воззрений на природу и ее познание. Все это привело к формированию устойчивого интереса естествоиспытателей и философов в первой половине XIX века к проблемам метода исследования природы и другим общим вопросам научного познания. И в качестве таких методов стали рассматриваться методы естественных наук, в первую очередь физики и химии. Важно, что очень быстро они доказали свою плодотворность именно в области физиологии в объяснении процессов жизнедеятельности организмов. Тем самым все более четко осознавалась идея о том, что они применимы и к человеку как живому существу.

Естественно-научные открытия в области физиологии все больше и больше расшатывали механистические и идеалистические интерпретации психических явлений. Противоречивый характер развития психологического познания наиболее очевидно проступает именно в переходные периоды жизни общества, а XIX в. как раз и относится к таким периодам. Какие же идеи и направления, и творчество каких ученых России данной эпохи представляют для нас наибольший интерес?

Как известно, начало XIX века в России связано с формированием основ анатомо-физиологической науки, формируются новые подходы к психике. Так, в 1802 г. Петр Андреевич Загорский (1764-1846) издает первый в России оригинальный учебник по анатомии человека «Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке» в двух книгах, который переиздавался в 1802-1830 гг. пять раз, Ефрем Осипович Мухин (1766-1850) в 30-е гг. XIX столетия разрабатывает и реализует в учебном процессе курс анатомии на русском языке, Даниил Михайлович Велланский (1774-1847) переводит на русский язык произведения крупных западно-европейских медиков, в том числе руководство по физиологии Й.Прохазки.

Все это свидетельствует о востребованности отечественной наукой передовых знаний о работе нервно-анатомических структур человека.

Создание основ материалистического направления в отечественной физиологии связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807-1849) - основоположника московской физиологической школы. В 1836 году он издает учебник «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» - первый отечественный учебник физиологии. Он был одним из первых пропагандистов экспериментального метода в российской физиологии и медицине [28. С.109].

Выдающийся отечественный врач-клиницист Мудров Матвей Яковлевич (1772-1831), особое внимание уделял данным объективного внешнего осмотра (пальпация, перкуссия, аускультация), лабораторным исследованиям больного и впервые в России он ввел в клиническую практику опрос больного, тем самым заложив основы анамнестического метода, соединяя в формировании картины болезни объективные и субъективные методы.

Страницы: 1 2


Дюркгейм. Что такое социальный факт?
(Э. Дюркгейм «Социология» М. «Канон» 1995; стр. 29-39) Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название. Вопрос этот тем более важен, что данный термин обыкновенно применяют не совсем точно. Им зачастую обозначают почти все происходящие в обществе яв ...

Правовое положение несовершеннолетних родителей.
Для человека любого возраста вступление в брак не только путь к созданию семьи, но и приобретение новых прав и обязанностей, осознание себя субъектом брачно-семейных отношений. Вместе с тем только с момента регистрации брака права и обязанности супругов становятся объектом охраны со стороны государства. Регистрация брака устанавливается ...

Бисериальный коэффициент корреляции
В тех случаях, когда одна переменная измеряется в дихотомической шкале (переменная X), а другая в шкале интервалов или отношений (переменная Y), используется бисериальный коэффициент корреляции. Мы помним, что переменная X, полученная в дихотомической шкале, принимает только два значения (кода) 0 и 1. Особо подчеркнем, что несмотря на т ...