Состояние психологической науки начала XIX века
Страница 2

Несмотря на то, что все указанные исследователи были медиками и специально не занимались психологической проблематикой, их научная, практическая и педагогическая деятельность способствовала становлению отечественной психофизиологической школы, которая к концу века стала одной из ведущих в разработке психологии на подлинно научных основах. www.edubrilliant.ru

Таким образом, своей работой физиологи и медики - люди естественно-научного склада ума - вторгались в область, которая издавна считалась заповедной для философов как «специалистов по душе». В итоге психические процессы перемещались в тот же ряд, что и видимая под микроскопом и препарируемая скальпелем нервная ткань, их порождающая. Однако оставалось неясным, каким образом совершается чудо порождения психических продуктов, которые человек не может увидеть, собрать в пробирку и т.д., но, тем не менее выяснялось, что эти продукты даны в пространстве. И, все же, несмотря на то, что естествознание достаточно далеко ушло от механической картины мира, новая картина мира еще не была создана [28. С.312]. Эта задача была окончательно решена во второй половине XIX в. когда наука, в том числе и психология, от описания предметов и явлений и их систематизации, перешла к анализу процессов, выявлению законов и взаимодействий в природе.

Вывод

Как видим, XVIII век в России стал веком зарождения психологической науки. Психология не являлась в этот период еще предметом специального изучения, она разрабатывалась главным образом в рамках смежной с нею дисциплины - физиологии. Однако, можно с полным основанием сказать, что формирование и развитие психологического знания в России шло не только в русле европейской психологической мысли, но в некоторых вопросах носило оригинальный и самобытный характер, представляя собой развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психики.

Отдельные прогрессивные идеи российских ученых и философов сформировали достаточно целостные концепции, которые подготовили почву для дальнейшего развития материалистических и демократических традиций в психологии в XIX веке, и нашли свое отражение в трудах последователей.

Таким образом, перечисленные выше открытия исследователей-естествоиспытателей в области рефлекторной теории, учений об органах чувств и головном мозге закладывали основы новых естественно-научных открытий, которые и сыграли определяющую роль в обособлении психологии от философии и преобразовании ее в самостоятельную область научного знания на рубеже XIX века.

Страницы: 1 2 


Локус контроль как особая характеристика личности
Центральным личностным новообразованием подросткового периода является становление нового уровня самосознания, Я-концепции. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании самоанализа и сравнения себя с другими. Стремление о ...

«Развитие» индивидуальной жизни
“Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Грец ...

Физиологические основы восприятия
Для того чтобы мы осознали какой – либо элемент окружающей действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одног ...