Состояние психологической науки начала XIX века
Страница 2

Несмотря на то, что все указанные исследователи были медиками и специально не занимались психологической проблематикой, их научная, практическая и педагогическая деятельность способствовала становлению отечественной психофизиологической школы, которая к концу века стала одной из ведущих в разработке психологии на подлинно научных основах. www.edubrilliant.ru

Таким образом, своей работой физиологи и медики - люди естественно-научного склада ума - вторгались в область, которая издавна считалась заповедной для философов как «специалистов по душе». В итоге психические процессы перемещались в тот же ряд, что и видимая под микроскопом и препарируемая скальпелем нервная ткань, их порождающая. Однако оставалось неясным, каким образом совершается чудо порождения психических продуктов, которые человек не может увидеть, собрать в пробирку и т.д., но, тем не менее выяснялось, что эти продукты даны в пространстве. И, все же, несмотря на то, что естествознание достаточно далеко ушло от механической картины мира, новая картина мира еще не была создана [28. С.312]. Эта задача была окончательно решена во второй половине XIX в. когда наука, в том числе и психология, от описания предметов и явлений и их систематизации, перешла к анализу процессов, выявлению законов и взаимодействий в природе.

Вывод

Как видим, XVIII век в России стал веком зарождения психологической науки. Психология не являлась в этот период еще предметом специального изучения, она разрабатывалась главным образом в рамках смежной с нею дисциплины - физиологии. Однако, можно с полным основанием сказать, что формирование и развитие психологического знания в России шло не только в русле европейской психологической мысли, но в некоторых вопросах носило оригинальный и самобытный характер, представляя собой развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психики.

Отдельные прогрессивные идеи российских ученых и философов сформировали достаточно целостные концепции, которые подготовили почву для дальнейшего развития материалистических и демократических традиций в психологии в XIX веке, и нашли свое отражение в трудах последователей.

Таким образом, перечисленные выше открытия исследователей-естествоиспытателей в области рефлекторной теории, учений об органах чувств и головном мозге закладывали основы новых естественно-научных открытий, которые и сыграли определяющую роль в обособлении психологии от философии и преобразовании ее в самостоятельную область научного знания на рубеже XIX века.

Страницы: 1 2 


Аддиктивные формы отклоняющего поведения
Девиантное поведение подразделяется на две группы [16, с.35]: Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья , т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм челове ...

Программа развития самооценки младших школьников
Цель : формирование адекватной самооценки у младших школьников. Задачи: 1. Снизить уровень эмоционального напряжения. 2. Повысить уверенность детей в себе. 3. Развивать способность видеть в себе «хорошее». 4. Формировать коммуникативные навыки. 5. Развивать способность позитивного отношения к людям. Предмет развития: самооценка ...

Основные принципы и стили ведения
Чем же метод символдрамы отличается от психоанализа и других методов психотерапии, которые тоже опираются на использование представления образов? Что же особенного в символдраме, в чем ее суть? Создатель Кататимно-имагинативной терапии выделил тогда три главных основополагающих принципа, которые отличают символдраму от других направлени ...