Анализ результатов эмпирического исследования
Страница 7

Нг – настоящие грустные события;

Бр – будущие радостные события;

Бг – будущие грустные события.

В результате диагностики «веса» жизненных событий на выборке подростков, воспитывающихся в неполных семьях, были получены следующие данные:

1. Большинство подростков оценивают уровень своих эмоциональных переживаний радостных и грустных событий в прошлом, в настоящем и будущем как средний (от 40 до 75% по различным видам событий). www.psychologyland.ru

2. Сильнее всего они переживают грустные события в настоящем (25%) и наступление грустных событий в будущем (25%).

3. Менее всего эмоциональную нагрузку несут радостные события в прошлом (40%).

Рис. 4. Распределение уровня эмоциональной нагрузки жизненных событий подростков из полных семей

Условные обозначения:

Пр – прошедшие радостные события;

Пг – прошедшие грустные события;

Нр – настоящие радостные события;

Нг – настоящие грустные события;

Бр – будущие радостные события;

Бг – будущие грустные события.

По результатам диагностики «веса» жизненных событий на выборке подростков из полных семей можно выделить следующие закономерности:

1. По всем видам событий, кроме будущих радостных событий, преобладает средний уровень эмоциональных переживаний (от 65 до 90%).

2. Наибольшие эмоциональные переживания вызывают будущие радостные события (55%). Второе место по выделенному параметру занимают радостные события в настоящем (25%).

3. Менее всего эмоциональную нагрузку несут грустные события в прошлом (20%) и у 25% подростков – грустные события в настоящем.

5. Диагностика личностно-эмоциональных особенностей с помощью методики СМОЛ (см. рис. 5 и 6). На начальном этапе обработки данных, полученных в результате диагностики по методике СМОЛ, была проведена факторизация и выделено 3 фактора:

1. «Аффективность»: Шизофрения – психастения – паранойя – гипомания. Данный фактор характеризует людей обидчивых, упрямых, трудолюбивых, изобретательных, искренних, наивных, застенчивых, сентиментальных, неудовлетворенных, отличающихся гибкостью ума, изобретательностью, оригинальностью суждений, творческим богатством, остроумием, широтой интересов, разговорчивых, инициативных, самоуверенных, склонных к риску.

2. «Ригидность»: Ипохондрия – истерия (отрицательный полюс) – депрессия – F. Он включает такие показатели, как раздражительность, тревожность, скромность, застенчивость, впечатлительность, неудовлетворенность собой, трудности в принятии решений, избегание конфликтов, медлительность ригидность.

3. «Дезадаптивность»: Психопатия – K – L. Люди, имеющие высокий показатели по данному фактору, характеризуются недостаточным самопониманием и адаптационными возможностями, желанием скрыть свои недостатки, временной дезадаптацией.

По результатам диагностики личностно-эмоциональных особенностей на выборке подростков, воспитывающихся в неполных семьях, были получены следующие данные, а именно: высокий уровень аффективности демонстрируют 35% испытуемых (7 человек), средний – 45% (9 подростков), низкий – 20% (4); высокий уровень ригидности выявлен у 8 испытуемых (40%), средний – у 8 (40%), низкий – у 4 (20%); высокий уровень дезадаптивности наблюдается у 5 человек (25%), средний – у 15 (15%), низкого не выявлено.

Рис. 5. Распределение личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей

Исходя из рисунка 5, можно сделать вывод о том, что в группе подростков из неполных семей преобладают средние уровни выраженности по всем выделенным факторам. Но наблюдается перевес в сторону высоких значений.

Рис. 6. Распределение личностно-эмоциональных особенностей подростков из полных семей

В выборке подростков из полных семей наблюдается следующая выраженность факторов, характеризующих личностно-эмоциональные особенности:

1. Высокий уровень аффективности не выявлен, средний уровень демонстрируют 90% испытуемых (18 человек), низкий – 10% (2).

2. Высокий уровень ригидности также не выявлен, средний уровень наблюдается у 16 подростков (80%), низкий – у 4 (20%).

3. Высокая дезадаптивность свойственна 1 человеку (5%), средний уровень – 15 (75%), низкий – 4 (20%).

Следовательно, в группе подростков, воспитывающихся в полных семьях, также преобладает средний уровень выраженности всех факторов, но наблюдается перевес в сторону низких значений.

Таким образом, диагностика личностно-эмоциональных особенностей и характера детско-родительских отношений у подростков из полных и неполных семей показала:

1. В неполных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность со стороны матери, враждебность и непоследовательность со стороны отца. Наименее всего проявляется непоследовательность со стороны матери. Также необходимо отметить, что все указанные тенденции являются фактором формирования личностной тревожности у подростка. В полных семьях наблюдается более благоприятная картина относительно родительского отношения к подростку. Со стороны матери наиболее ярко проявляется такая родительская установка, как автономность, отцы склонны демонстрировать позитивный интерес. Наименее всего среди матерей выражена враждебность и директивность, среди отцов – автономность.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Динамика сформированности навыка чтения у младших школьников
После проведения формирующего этапа исследования особенностей нарушения чтения у детей младшего школьного возраста нами был проведен контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования. Используя данные методики нами, был получены следующие результаты (таблица 3 в приложении 6) Как видно из таблицы семь д ...

Выводы
Студенчество - это огромный интеллектуальный и управленческий потенциал культурно-духовной, государственно-административной, экономико-материальной сфер общества. Оно, будучи интеллектуальной, духовной элитой молодежи, является потенциальной элитой общества в целом, будущей интеллигенцией, цветом нации. Интенсивная составляющая структур ...

Диагностика психологических особенностей изучения спортивного характера Волевые усилия и их значение в формировании спортивного характера
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состо ...