Ощущения как психический познавательный процесс
Страница 1

Статьи по психологии » Ощущения как психический познавательный процесс » Ощущения как психический познавательный процесс

В качестве психических процессов выступают ощущения, восприятие, мышление, память, воображение. В зависимости от задачи, на которую направляется деятельность, она принимает форму того или иного процесса. Все психические процессы имеют личностномотивационный компонент. В современной психологии существует тенденция относить ощущение и восприятие к сенсорно-перцептивному, а память, мышление, речь, сознание к более высокому – когнитивному уровню психики. Вместе с тем, выделение ощущения и восприятия в качестве относительно самостоятельных психических процессов продолжает оставаться достаточно распространенным.

Критерием для разграничения сенсорных и перцептивных процессов является целостность и предметность образа. Ощущения, отражающие отдельные стороны воспринимаемой действительности, не относятся к конкретному объекту с предметным значением. Результатом процесса ощущения является парциальный образ мира, так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов. Восприятие, как отражение целостного объекта или явления, включает в себя его предметное значение.

Выделение ощущения как базового, исходного уровня познавательной сферы соответствует учению В. Вундта, который выделил следующие виды организации познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, сознание. В качестве критерия этой классификации им был использован принцип возрастающей сложности и качественной специфики ощущений. Он предложил разделить рецепторы, которые специализируются на приеме механической, химической или световой энергий.

Ощущения являются начальным процессом познания. В процессе ощущений происходит непосредственный контакт с раздражителями, в результате чего у человека возникают осознанные знания о качествах или признаках предметов или явлений. И тогда человек научается дифференцировать соленое, сладкое, горячее, холодное, тяжелое, давящее, шероховатое и другие свойства.

В процессе ощущений происходит обнаружение и кодирование энергии физического мира. Затем информация, полученная с помощью органов чувств и нервной системы, перерабатывается, интегрируется, трансформируется и превращается в чувственный опыт, дающий представление о видимом, слышимом, осязаемом, обоняемом и т.д. Но процессы ощущения и восприятия не происходят сами собой. Они требуют сенсорной и перцептивной активности субъекта познания, благодаря которой он сможет адаптироваться к тем воздействиям, которые непосредственно и реально падают на его органы чувств.

Физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств, называемая анализаторной. Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма. Все человеческое тело можно рассматривать как единый и сложно дифференцированный анализатор воздействий на человека со стороны окружающей среды.

Дифференциация анализаторов связана с их специализацией на отображении различного рода воздействий. Периферическую часть анализаторов составляют рецепторы, в которых осуществляются первичные преобразования внешнего воздействия во внутреннее состояние человека.

Потенциальными энергетическими сигналами являются: свет, давление, тепло, химические вещества и т.д. Органы чувств получают эту информацию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который поступает в мозг. Реагирование на тот или иной сигнал, то есть на тот или иной вид энергии, осуществляют рецепторы.

Однозначной связи между рецепторами и выполняемыми ими функциями нет. Совокупность иерархических механизмов, которые решают различные по сложности перцептивные задачи, называют перцептивной системой.

Разделяют пять основных перцептивных систем: зрительную, слуховую, кожно-мышечную, обонятельно-вкусовую и вестибулярную. Зрительная система реализует сложную эпикритическую форму чувствительности. Она принимает участие в регуляции локомоций и предметных действий. Зрительная система позволяет оценить свойства поверхности предметов, обеспечить высшие формы предметного восприятия.

Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, вкусовые, кинестетические, внутриорганические). Различают рецепторы и в зависимости от того, к какого рода воздействиям они чувствительны: к физическим (зрительные, слуховые), механическим (осязание), химическим (вкус, обоняние).

Страницы: 1 2 3


Теоретический анализ проблемы тревожности и аддиктивного поведения в возрасте поздней зрелости. Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения
Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Социальные нормы - ожидания группы по отношению к поведению индивида в определенных социальных ситуациях и позициях. Девиантное поведение человека определяют как систему поступков или как отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и появляющ ...

Классификация игр
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельно ...

Описание и анализ результатов изучения самооценки младших школьников
С целью проверки эффективности программы и доказательства гипотезы был проведен итоговый эксперимент с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте. Для выявления проявления свойств самосознания была повторно проведена методика «МЭДОС» (шкала 1). Результаты диагностики представлены на рисунке 4: Рис.4. Результ ...