Ощущения как психический познавательный процесс
Страница 2

Статьи по психологии » Ощущения как психический познавательный процесс » Ощущения как психический познавательный процесс

Рецепторы имеют различное строение и выполняют различные функции. Вместе с тем, они имеют ряд общих свойств:

· они преобразуют энергию раздражителя в потенциалы действия, которые распространяются по сенсорным нервам в центральные отделы нервной системы, эти ритмические разряды содержат информацию о параметрах раздражителей и называются сенсорным кодом;

· рецепторы реагируют на изменение раздражителя, все рецепторы подвержены контролю со стороны центральных отделов мозга;

· третьим общим свойством рецепторов является их рефлекторная регуляция.

Основными свойствами (атрибутами) ощущений являются: качество (модальность или субмодальность); интенсивность; длительность; пространственная и временная структура (Э. Титченер).

Отдельные свойства ощущений можно разграничить, если они изменяются независимо друг от друга или остаются постоянными при изменении других свойств.

Качество ощущения отличается его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов.

В психологических исследованиях ощущений существуют отдельные направления, изучающие субъективное отражение различных признаков объекта в рамках основных свойств ощущения:

♦для зрения – цвета, яркости, размера, глубины, формы, движения, скорости и т.д.;

♦ для слуха – громкости, высоты, тембра звука;

♦ для кожной чувствительности – прикосновения, давления, температуры, боли;

♦ для всех модальностей и для разных интенсивностей ощущений – их пространственные и временные характеристики.

Изучение ощущений различной модальности позволило выявить их взаимосвязь с движениями. Связь ощущений и движений особенно наглядно проявляется во всех двигательных навыках: спортивных, танцевальных, водительских и т.д. Выявлена связь слуховых ощущений, получаемых от звуков речи, и речевых движений, связь ощущений музыкальных звуков и движений речевого аппарата. Движения органов чувств обеспечивают более совершенное познание предметов и их свойств. Глаза человека совершают бесчисленное множество движений, способствующих их более адекватной и интенсивной работе. Для получения наиболее полных и точных осязательных ощущений мы ощупываем предмет, то есть совершаем целый ряд ознакомительных движений.

Рассматривая ощущение как один из сенсорных процессов, нельзя не поставить вопрос о соотношении ощущений и эмоций. Экспериментально-психологическое его изучение было начато еще В. Вундтом. Согласно его данным эмоциональное переживание сопровождает ощущение практически с момента его возникновения. С ростом интенсивности ощущения вначале возрастает и интенсивность положительно окрашенного эмоционального переживания, но после достижения некоторого предельного значения начинает снижаться, переходя через границу, разделяющую положительные и отрицательные переживания. Различия между ощущениями и эмоциями обнаруживаются не только через различия в динамике изменения их иненсивности. Различия между ними обнаруживаются и в тех параметрах, которые им присущи.

Ощущения могут быть охарактеризованы четырьмя параметрами: модальность, интенсивность, длительность, отчетливость. Эмоции же – только тремя: модальность, интенсивность, длительность. Удовольствие и неудовольствие могут быть, согласно Э. Титченеру, более или менее интенсивными, более или менее длительными, но никогда не бывают ясными. На эмоциях невозможно сосредоточить свое внимание. Чем больше внимания мы обращаем на ощущение, тем яснее оно становится, если же мы обращаем внимание на эмоцию, она просто исчезает. Ощущения можно локализовать в пространстве, эмоции – нет. Эмоции всегда имеют одинаковый объем с сознанием. Ощущения суть объективно обусловленные элементы сознания, эмоции субъективно инициированы. Эмоции субъективны в том смысле, что они никогда не появляются одни, но всегда сопровождают ощущения.

Конкретно жизненный смысл различия между эмоциями и ощущениями приобретают при рассмотрении феномена болевых переживаний. С одной стороны, боль – это неприятное, гнетущее, иногда нестерпимое ощущение, возникающее при раздражении болевых рецепторов либо при сверхсильных раздражениях любых других рецепторов. С другой стороны, боль – это эмоция, характеризующаяся как душевное страдание, не имеющее соматической локализации («душа болит»). Такое словоупотребление указывает на нерасторжимость соматического субстрата и психического субъекта в пределах каждого отдельного психического феномена.

Страницы: 1 2 3


Исследование методикой на коммуникативные и организаторские способности (КОС-1)
Таблица 3. Данные исследования методика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) № исследуемого п/п Уровень коммуникативно-организаторских способностей 1 3 2 4 3 3 4 5 5 5 6 3 7 2 8 4 9 4 10 4 11 3 12 3 13 3 ...

Структура исследования.
Целью нашего исследования является оценка коммуникативных склонностей каждого из членов коллектива, и определить уровень общительности, и с этой целью использовали следующие методики: 1) оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации; 2) Тест «Общительность». При интерпретации полученных данны ...

Использование детского рисунка
Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изучением детского рисования начали заниматься в конце 19 века. Особенно этим вопросом стали интересоваться в первой трети 20 века. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами: 1. Процесс рисования оказы ...