Анализ результатов эмпирического исследованияСтраница 3
1. Фактор «Отношение к себе, жизни и значимым другим», в который вошли такие переменные, как жизненные цели, отношение к себе, отношение к будущему, отношение к друзьям, отношение к матери, отношение к начальству и учителям, отношение к отцу.
2. Фактор «Отношение к женщинам» включает переменные отношение к женщинам и осознание вины. www.psexplorer.ru
3. Фактор «Отношение к сексу и мужчинам», к которому относятся переменные отношение к мужчинам, отношение к сексуальной жизни и отношение к прошлому.
4. Фактор «Отношение к семье и работе» включает такие переменные, как отношение к ученикам, отношение к семье, страхи и опасения.
Следует отметить, что положительный полюс по каждому фактору свидетельствует о позитивном отношении подростка к указанным людям и сферам жизни, отрицательный полюс – о негативном отношении.
Процентное распределение подростков разведенных родителей по факторам предстает следующим образом (см. рис. 1):
Рис. 1. Распределение подростков разведенных родителей по факторам
Условные обозначения:
1 – фактор «Отношение к себе, жизни и значимым другим»;
2 – фактор «Отношение к женщинам»;
3 – фактор «Отношение к сексу и мужчинам»;
4 – фактор «Отношение к семье и работе».
1. Значения выше среднего по показателю «отношение к себе, к жизни и значимым другим» наблюдаются 1 подростка (5%), средний уровень выражен у 15 человек (75%), низкий – у 4 (20%).
2. Отношение к женщинам наиболее позитивно у 2 испытуемых (10%), средний уровень демонстрируют 12 подростков (60%), низкий – 6 (30%).
3. Позитивный полюс по показателю отношение к сексу и мужчинам наиболее выражен у 2 человек (10%), средний уровень – у 13 (65%), низкий – у 5 (25%).
Высокий уровень по параметру положительного отношения к семье и работе выявлен у 2 испытуемых (10%), средний – у 14 (70%), низкий – у 4 (20%).
Подводя итог, можно отметить, что в выборке детей разведенных родителей по всем видам отношений преобладает средний уровень. Но из анализа распределения испытуемых по высокому и низкому уровням, соответствующим позитивному и негативному отношению, видно, что наблюдается перевес в сторону отрицательных отношений.
В выборке детей из полных семей по факторам отношений наблюдаются следующие значения (см. рис. 2):
Рис. 2. Распределение подростков из полных семей по факторам
Условные обозначения:
1 – фактор «Отношение к себе, жизни и значимым другим»;
2 – фактор «Отношение к женщинам»;
3 – фактор «Отношение к сексу и мужчинам»;
4 – фактор «Отношение к семье и работе».
1. Высокий уровень по фактору «Отношение к себе, жизни и значимым другим» демонстрируют 4 человека (20%) средний – 14 (70%), низкий – 2 (10%).
2. Высокий уровень по фактору «Отношение к женщинам» выявлен у 5 испытуемых (25%), средний – у 15 (75%).
3. Высокий уровень по фактору «Отношение к мужчинам и сексу» отмечен среди 7 подростков (35%), средний – 12 (60%), низкий – 1 (5%).
4. Высокий уровень по показателю «Отношение к семье и работе» выражен у 4 человек (20%), средний – у 14 (70%), низкий – у 2 (10%).
Из рисунка 2 видно, что у подростков из полных семей также по всем факторам преобладает средний уровень. Но, в отличие от второй группы испытуемых, в данном случае наблюдается перевес в сторону положительного полюса, свидетельствующего о позитивном отношении.
3. Диагностика по методике «Эмоциональное отношение в семье». Позволяет определить следующие показатели:
– степень выраженности у подростка нежных чувств по отношению к отдельным членам семьи;
– степень выраженности у подростка сильных положительных чувств с «сексуальным оттенком» к отдельным членам семьи;
– степень выраженности у подростка слабых отрицательных чувств по отношению к отдельным членам семьи;
– степень выраженности у подростка сильных отрицательных (враждебных) чувств по отношению к отдельным членам семьи;
– степень выраженности нежных чувств, получаемых подростком со стороны отдельных членов семьи;
– степень выраженности сильных положительных чувств с «сексуальным оттенком», получаемых подростком со стороны отдельных членов семьи;
– степень выраженности слабых отрицательных чувств, получаемых подростком со стороны отдельных членов семьи;
– степень выраженности сильных отрицательных (враждебных) чувств, получаемых подростком со стороны отдельных членов семьи;
– степень выраженности материнской сверхопеки;
– степень выраженности отцовского сверхпотакания;
– степень выраженности материнского сверхпотакания;
Результаты диагностики степени выраженности различных видов чувств у подростка по отношению к отдельным членам семьи представлены в таблице 3.
Характеристики эмоционального реагирования
Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и св ...
Исследование лидерства у школьников. Исследование
методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»
№ исследуемого п/п
Сумма балов
Уровень выраженности лидерских способностей
1
26
2
2
28
2
3
26
2
4
31
2
5
36
3
6
27
2
7
24
1
8
29
...
Методика сенсорного воспитания в СДУ
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с эт ...