Анализ результатов эмпирического исследованияСтраница 5
Диагностика показала, что среди подростков из полных семей наблюдаются следующие тенденции в проявлении к членам семьи различных видов чувств в высокой степени выраженности:
1. Высокую степень нежных чувств подростки из полных семей склонны демонстрировать в 20% случаев по отношению к матери, в 15% – к отцу, в 5% – к братьям и сестрам, в 5% – к другим родственникам, в 10% – с самим себе, 15% подростков отмечают, что не испытывают их.
2. Высокую степень сильных положительных чувств 15% испытуемых проявляют по отношению к матери – 20%, к отцу – 0, к братьям и сестрам – 5%, к другим родственникам – 10%, к себе – 15%, ни к кому – 1%.
3. Высокую степень слабых отрицательных чувств подростки склонны демонстрировать в 40% случаев по отношению к матери, в 20% – к отцу, к другим родственникам и к себе.
4. Враждебные чувства в высокой степени выраженности наблюдаются у подростков по отношению к матери (45%), к отцу (10%) и в 5% случаев – к братьям, сестрам и другим родственникам.
Следовательно, большая часть подростков из полных семей склонна проявлять высокую степень всех видов чувств по отношению к матери. Наименее всего подростки испытывают:
– нежные чувства – к себе (15%);
– сильные позитивные чувства – к себе (30%);
– слабые отрицательные чувства – к другим родственникам (20%);
– враждебные чувства – к себе либо ни к кому (10%).
Таблица 5. Процентное распределение детей разведенных родителей по показателю степени получения ими от других членов семьи различных чувств к членам семьи
Члены семьи |
Нежные чувства |
Сильные положительные чувства с «сексуальным оттенком» |
Слабые отрицательные чувства |
Враждебные чувства |
Мать |
45% |
30% |
15% |
15% |
Отец |
10% |
10% |
20% |
20% |
Брат / Сестра |
25% |
25% |
10% |
5% |
Др. Родственники |
15% |
15% |
15% |
10% |
Я |
0% |
20% |
0% |
0% |
Никто |
5% |
30% |
15% |
35% |
1. 45% процентов подростков из неполных семей указали, что нежные чувства в наибольшей степени по отношению к ним проявляет мать, 10% – отец, 25% – братья и сестры, 15% – другие родственники, 5% – никто.
2. Сильные положительные чувства в высокой степени выраженности по отношению к подросткам склонны проявлять: мать – в 30% случаев, отец – в 10%, братья и сестры – в 25%, другие родственники – в 15%, сами подростки – 20%, никто – в 30%.
3. Слабые отрицательные чувства в высокой степени по отношению к подростку демонстрируют: мать (15%), отец (20%), братья и сестры (10%), другие родственники (15%), никто (15%).
4. Враждебные чувства в высокой степени выраженности по отношению к подросткам проявляют: мать (15%), отец (20%), братья и сестры (5%), другие родственники (10%), никто (35%).
Исходя из этого, можно определить, что подростки из неполных семей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери, сильные положительные чувства – со стороны матери, братьев и сестер, слабые отрицательные и враждебные чувства – со стороны отца.
Наименее всего подростки получают:
– нежные чувства со стороны отца (55%);
– сильные положительные чувства – со стороны отца (60%);
– слабые отрицательные чувства – со стороны матери (15%).
Понятие конфликта
Существует несколько толкований понятия конфликт. Одним из них является такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Конфликт не всегда имеет положительный характер. Он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей группы ...
Осязательное восприятие
Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются «луковички», разбросанные в толще кожи ...
Эмоц. состояния: тревожность, фрустрация, стресс, аффект
Эмоции - особый класс субъективных пс. состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний (ощущений приятного или неприятного) отношение ч-ка к миру и людям, к процессу и рез-ту его практич. д-ти.
К классу эмоций относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния ч-ка. ...